Последнее обновление

(59 минут назад)
Foto: Pixabay

Foto: Pixabay

Деликатные аналитики, не уточняя, отмечают, что война выгодна третей (т.е. непосредственно не вовлеченной в конфликт) стороне. Коль это скорее всего соответствует реальному положению дел, не плохо было бы выяснить: кто претендует занять место «третьей стороны» и в чем заключаются интересы участников этого (не)обычного соревнования.

Если судить по вовлеченности, пока наибольшую активность (кто на деле, кто на словах) проявляют Россия и Турция. Пауза, которую взяла Москва, не только удивляет, но и настораживает, поскольку может прерваться самым непредсказуемым образом. Впрочем, не совсем не предсказуемым, так как российские СМИ дублируют и продуцируют сами самые разнообразные «рецепты» прекращения войны. Политический эксцентрик В. Жириновский, например, предлагает присоединить Нагорный Карабах к России, вслед за которым, по его мнению, потянутся Азербайджан и Армения. Более продвинутые по вопросу возможной реакции на аннексию, предлагают ограничиться высадкой «миротворческого» десанта в конфликтный регион. Таково мнение генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлёва, полагающего, что если на линии соприкосновения появятся миротворцы, то это должны быть именно российские с мандатом по линии ОБСЕ. С ним солидарен  военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков, заявляющий, что Азербайджан преследует цель освобождения территории от армян, игнорируя все женевские конвенции. А потому  Россия должна перейти к активным мерам по принуждению к миру.

Военные эксперты Академии геостратегических проблем считают, что если ситуация будет вести к полному разгрому Армении на ее стороне выступит Россия. На основе опыта предыдущих войн, они отмечают, что при высоком военном потенциале Азербайджан уступает Армении в оперативно-тактической и стратегической подготовке командного состава и морально-психологическому потенциалу. И все же затяжная война, война ресурсов – против Армении. Этот прогноз был дан в июле, и он ошибочно отрицал широкомасштабную войну, начавшуюся в сентябре.

Всех предложений не перечесть, однако большинство из них формируется в контексте соблюдения «традиционных интересов России в Закавказье».

В контексте этих интересов директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин заявил, что в регион подтягиваются боевики из  террористических организаций «Джебхат ан-Нусра», «Фиркат Хамза», «Султан Мурад», а также из экстремистских курдских группировок. На чьей стороне выступают боевики и кто оплачивает их услуги, С. Нарышкин не уточнил, но отметил: «Нас не может не беспокоить, что Закавказье способно стать новым плацдармом для международных террористических организаций, откуда боевики в последующем могут просачиваться в сопредельные с Азербайджаном и Арменией государства, в том числе в Россию». По его словам, речь идет о «тысячах радикалов», которые планируют принять участие в боевых действиях.

А как обстоит дело с «народным мнением»? Что думает по поводу далекой войны рядовой россиянин?

Российская деловая газета «Взгляд» провела социологический опрос на тему: «Кого сейчас должна поддержать Россия», в котором приняло участие 48737 человек. Газета (редактор Антон Вайно) издается «Экспертным институтом социальных исследований» при Администрации президента РФ.

Результат следующий: Азербайджан - 22,12%, Армению – 19,64%, «ни одну из сторон» – 58,24%. Голоса, отданные за Баку и Ереван, скорее всего, преимущественно принадлежат кавказцам, перебравшимся жить и трудиться в Россию. Но чем объяснить внушительное число российских «изоляционистов»? Вполне естественно стойкое нежелание приносить человеческие жертвы на алтарь чужой войны, но этим дело не ограничивается: последние два года пропаганда усиленно формировала русофобский характер новой власти Армении, идущей по стопам «отколовшейся» Грузии. Соловьиные трели сегодня звучат непривычно для азербайджанского уха: Пашинян как бы стремится вовлечь в конфликт не столько Россию, сколько США, да и вообще, все последнее время Ереван уходит на Запад.

Более прямолинейные единомышленники вечернего прорицателя утверждают, что поддержав Армению, Россия в лице Азербайджана потеряет верного и стабильного партнера. Ситуацию, правда, несколько подпортил официальный Киев, потребовав от Армении соблюдать территориальную целостность Азербайджана.

Российский источник «Медуза» считает, что по конфликту позиция России двойственная. Москва связана обязательствами с Ереваном в рамках ОДКБ и одновременно остается главным медиатором на переговорах по урегулированию конфликта в Карабахе, основным итогом которых является сохранение статус-кво, устраивающее Армению и неприемлемое для Азербайджана, состоящего с Россией в достаточно хороших отношениях. «Все это накладывает определенные ограничения на развитие конфликта. Армения может беспрепятственно накапливать силы на своей территории для помощи НКР, а Азербайджан (и его союзник - Турция) практически не в состоянии этому помешать» (Meduza, 29.09.20).

По мнению этого информационного источника, Турция играет свою многоплановую игру, в данном случае охватывающую (и связывающую) проблемы Ближнего Востока и Южного Кавказа с последующим прицелом на тюркоязычные государства Центральной Азии. Преследуемые при этом цели направлены на занятие места России в качестве главного партнера Азербайджана; обеспечение безопасности нефтяных, газовых и коммуникационных маршрутов, тем самым снижая свою зависимость от российских энергетических поставок; включение конфликта в Нагорном Карабахе (наряду с сирийским и ливийским) в повестку российско-турецких военно-стратегических отношений.

Старший научный сотрудником Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Вадим Муханов полагает, что «о спонтанности и стихийности сегодняшних боев говорить не приходится», поскольку это заранее спланированная операция. По его словам, если конфликт не будет прекращен серьезным внешним давлением, то война затянется, и это будет катастрофой, которая колыхнет  Северный Кавказ и затронет всех крупных игроков, включая Россию и Турцию. Поэтому Россия, имеющая хорошие отношения как с Ереваном, так и с Баку, должна, получив поддержку от других международных игроков, усадить зависящие от нее стороны за стол переговоров.

Но о чем могут переговариваться лидеры Азербайджана и Армении после произошедших событий? Президент Азербайджана Ильхам Алиев называет российскую позицию по конфликту «позитивной» и «сдержанной», в ходе которого сегодня Россия ведет себя как «большая и ответственная страна». Условием прекращения военных действий азербайджанская сторона выдвигает требование предоставить график вывода оккупационных войск Армении, подтвержденный международными гарантиями. Никол Пашинян хотел бы прекращения военных действий без предварительных условий, но при этом отдает приказы наносить удары по городам Азербайджана и ужесточает риторику. Абсолютно не убедительными выглядят заявления о том, что в ответ на бомбардировки «армия непризнанной Нагорно-Карабахской республики начала наносить мощные удары по «важнейшим военным инфраструктурам в глубоком тылу противника». Есть прямые доказательства, что именно с территории Армении были произведены запуски ракет, нацеленных на Азербайджан. Что касается новой риторики премьер-министра Армении, она вполне проявилась в интервью немецкой газете Bild. «Нагорный Карабах и Армения стали линией фронта, разделяющей две цивилизации. Армяне Южного Кавказа являются последним препятствием на пути турецкой экспансии на север, восток и юго-восток. Турция стремится восстановить свою старую империю. Если мировое сообщество четко не осознает геополитическое значение происходящего, то Европе следует ожидать того, что Турция скоро окажется рядом с Веной». Нет сомнения в том, что принимая на веру эти алармистские заявления, Запад вполне владеет информацией об истинной ситуации, используя как ее, так фейковые новости  в своих интересах.

Во всяком случае, обратим внимание, что генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг призвал Турцию, как члена альянса, «использовать свое влияние для снятия напряженности».

Складывается ощущение, что в самое ближайшее время следует ожидать более конкретных инициатив со стороны внешних сил, вовлеченных в конфликт. Причиной таких ожиданий могут стать как успехи азербайджанской армии, так и катастрофические действия, которыми стороны угрожают друг другу.

Али Абасов

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей