Последнее обновление

(28 минут назад)
Protest action of relatives of innocent soldiers killed under torture. turan.az

Protest action of relatives of innocent soldiers killed under torture. turan.az

***

- Расул бей, что происходит? За что арестовывают военных, принимавших участие в этой войне? Могут ли повториться Тертерские события?

- Информация на сегодняшний день состоит в том, что к уголовной ответственности привлечены только два человека, воевавшие в Великой Отечественной войне – Зия Кязимов и Айдын Агазаде. Агазаде после войны был приговорен к лишению свободы по делу, которое было заведено еще до войны, в настоящее время Генпрокуратура подала протест  о смягчении приговора.  В отношении Зии Кязимова 9 ноября 2020 года решением Бакинского военного суда избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В социальных сетях распространена  информация об аресте этого человека и об обращениях его родственников. Интересен тот факт, что Казимов Зия был задержан в связи с «Тертерским  делом», следствие обвиняет его в физическом насилии и убийстве 5 мая 2017 года лейтенанта Сабирли Адиля Тейран оглу, которого подозревают в сотрудничестве со  спецслужбами  Армении.  Однако Зия Кязимов и его защитники однозначно отвергают это обвинение, а особенности дела на сегодняшний день свидетельствуют о том, что в обвинении много сомнительных  моментов.

Во-первых, мера пресечения не является строго обоснованной, решение не соответствует критериям обоснованного подозрения, необходимым для выбора такой  меры.  Во-вторых, в отношении лейтенанта Адиля Сабирли уже есть вступивший в законную силу приговор суда, и Кязимов Зия проходит по этому делу в качестве свидетеля. В-третьих, Зия Казымов после 5 мая 2017 года был повышен до командира воинской части, награжден, принимал активное участие в Отечественной войне, но за все это время ему не было предъявлено никаких обвинений. Из постановления Военной прокуратуры, которое ведет  следствие  по данному делу, неясно, почему обвинение было выдвинуто сразу после войны. Поэтому мы считаем, что этот вопрос требует серьезного изучения, поскольку есть неуточненные, оставшиеся без ответа моменты, и это расследование должно быть продолжено, при избрании  более мягкой  меры  пресечения в отношении Зии Казимова.

-44-дневная война отвлекла нас от отслеживания многих процессов. В том числе и от процесса по Тертерскому делу.  Давайте сделаем небольшой экскурс по  этим  событиям. Как вообще появилось о Тертерское  дело?

-В уголовном деле, условно названном “Тертерским делом ”,  по которому  в мае 2017 года была арестована и приговорена к длительным срокам лишения свободы группа военных, имеются многочисленные принципиальные противоречия и нарушения. Для того, чтобы прийти к такому мнению,  были использованы методологические приемы правозащитных организаций.

Длительное время проводились исследования и анализы  официальных  документов (обвинительные заключения, приговоры и решения суда, заключения экспертизы и т. д.). Исследование основано на результатах,  оценки  показаний и информации родственников убитых и арестованных лиц, в том числе новостных и визуальных материалов, распространяемых в прессе и социальных сетях, изучении  жалоб, поданных в суды вышестоящих инстанций, получении  заключений юристов. Мы продолжаем уточнять статистические данные, так как материалов и отчетов по делу много. Но сегодня можно точно сказать, что по обвинению в государственной измене были арестованы и лишены свободы не менее 25 военных. Из них 11 человек были осуждены в одной группе, 7 человек в другой группе, 4 человека в третьей группе и 3 человека в индивидуальном порядке.

-В чем обвинялись эти лица? Какие были нарушения в этом процессе?

-Первая информация из Совместного заявления Генеральной прокуратуры, Министерства обороны, Министерства внутренних дел и Службы государственной безопасности от 07 мая 2017 года заключалась в том, что среди лиц, вовлеченных в конфиденциальное сотрудничество, были не только военнослужащие, но и гражданские лица. Из полученных по делу обвинительных актов и приговоров суда следует, что ни одно гражданское лицо в итоге не было привлечено к уголовной ответственности по обвинению в государственной измене. Все арестованные и осужденные к лишению свободы были военнослужащими -  солдатами, сержантами и офицерами.

Следующая цитата из Совместного заявления: “в результате проведенных неотложных следственно-оперативных мероприятий была предотвращена диверсионная и террористическая деятельность, которую планировали осуществлять органы разведки и спецслужб противника в общественных местах города Баку…”

В совместном заявлении выдвигается утверждение  о том, что террор и провокации будут совершаться не только на прифронтовых территориях, но и в столице нашей страны городе Баку, что должно было отразиться и на обвинениях, выдвинутых против арестованных лиц. Но что мы видим в обвинительных актах и приговорах? Ни одному обвиняемому и впоследствии осужденному не было предъявлено обвинение в совершении какого-либо террористического или провокационного действия  в Баку, его подготовке, оказании помощи и планировании.

Еще одна цитата из Совместного заявления: "группа военнослужащих и других гражданских лиц, привлеченных к тайному  сотрудничеству с разведчиками противника в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности, государственной безопасности и обороноспособности Азербайджанской Республики, в разное время ради своих материальных интересов передавала врагу сведения, составляющие военную тайну».

Из официальных документов следует, что военная прокуратура, выступающая как  следственный  орган по большинству эпизодов, указала в качестве основания не денежные или иные выплаты за привлечение военнослужащих к тайному сотрудничеству, а шантаж этих военнослужащих распространением видеоизображения акта насилия, которому подверглись военнослужащие со стороны противника. Несмотря на то, что по нескольким  эпизодам и  были сообщения о выплате денежных средств противником за тайную  деятельность,но и здесь также было особо подчеркнуто, что первоначально эти военнослужащие были привлечены к сотрудничеству шантажом.  Как видно, уголовные дела строятся именно на этом фундаменте, хотя в совместном заявлении нет упоминания о шантаже.

-Может быть, кто-то заинтересован в том, чтобы эти события произошли? То есть, какие цели могут стоять за кулисами, за невидимой стороной подобных событий?

-Мотив этого события установить сложно, на самом деле следственный орган  должен был это обосновать.  Теоретически, да, могут быть стороны, заинтересованные в этих событиях. Цель может заключаться в том, чтобы скрыть истинных преступников или просто нанести удар по Азербайджанской Армии, а точнее, нанести удар по  боевому духу, наказав проявивших активность и отличившихся военнослужащих, или же цель может быть совсем иной.  Но все это до сих пор остается спекулятивной и конспирологической версией. Чтобы понять истинную причину, необходимо провести расследование, я считаю, что активную роль в этом должны играть спецслужбы.

-Есть две стороны вопроса. Безопасность  государства и одновременно невиновные люди. Как сделать так, чтобы в целях  безопасности государства виновные были наказаны, а невиновные-наказаны не были. То есть, как сделать так, чтобы такие процессы проводились справедливо?

-Прежде всего, хочу отметить, что арест и лишение свободы невиновных людей является угрозой для государственной безопасности, особенно когда это происходит не по редким делам, а по многочисленным. Чтобы избежать или, по крайней мере, свести к минимуму эти случаи, необходимо провести реформы, связанные с независимостью следствия и  суда. Может быть создан единый следственный орган, который будет состоять из более профессиональных лиц, могут быть приняты серьезные меры в отношении следователей и судей, допустивших недочеты, может быть обеспечено повторное рассмотрение дел и т. Очень важно предпринять эти шаги, чтобы расследование и последующее судебное разбирательство проходили более справедливо.

 

Тетерское дело. В мае 2017 года Генеральная прокуратура, Служба государственной безопасности, Министерство обороны и Министерство внутренних дел Азербайджана выступили с совместным заявлением, в котором сообщили о задержании военнослужащих по обвинению в шпионаже в пользу спецслужб Армении.

Позднее, в 2019 году постепенно широкой общественности стали раскрываться подробности дел, в частности, массовых пыток, производившихся в мае и июне 2017 года в отношении военнослужащих, формально и неформально ставших подозреваемыми по обвинению в шпионаже. По словам правозащитника Октая Гюлалыева, в первые месяцы массовых арестов ни общественность, ни правозащитники ничего не знали о происходящем.

По данным азербайджанских правозащитников, более 100 солдат и офицеров Вооружённых Сил Азербайджана подверглись истязаниям, 25 получили длительные тюремные сроки и не менее девяти погибли от пыток. В частности, полковнику-лейтенанту в отставке Салеху Гафарову «связали руки и ноги, топили в воде, били током, выдирали ногти, ломали челюсть и связанного сбросили со второго этажа, вспоминает жена услышанное в суде. И после этого продолжали пытать, пока он не впал в кому». По словам бывшего командира роты в звании капитана Вагифа Абдуллаева, его «морили голодом, раздевали догола и поливали холодной водой, били арматурой, пытали электрошоком», а потом уволили из армии.

По словам правозащитника Октая Гюлалыева, девять военнослужащих погибли, не выдержав пыток, при этом в отношении пяти из них не было возбуждено уголовного дела. По сообщению СМИ на сегодняшний день не менее 25 военнослужащих находятся в местах заключения, отбывая сроки по обвинениям в государственной измене, нападении на старших по званию и множеству других сопутствующих статей.

Написать отзыв

Вопрос-ответ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей