Последнее обновление

(9 минут назад)
0 слабых местах в государственном бюджете 2020 года

Хотя бюджетные «обсуждения» в Милли Меджлисе еще не начались, Министерство финансов уже представило проект государственного бюджета на 2020 год. Согласно представлению, доходы государственного бюджета составят 24 миллиарда 134,5 миллиона манатов, а расходы составят 26 миллиардов 913,7 миллиона манатов в следующем году. Ожидается, что среднегодовая инфляция составит 4,6%, обменный курс маната составит 1,70 маната за один доллар США, а средняя цена продажи сырой нефти на мировых рынках в следующем году составит 55 долларов США.

В результате анализа бюджетных рисков и макроэкономического прогнозирования, оценки устойчивости доходов бюджета, а также прозрачности и эффективности расходов становится ясно, что бюджет 2020 года содержит не менее 20 слабых мест. Наличие слабых мест снижает качество управления бюджетом, другими словами, эффективность расходов и их вклад в экономический рост на следующий год. Эти слабые места можно классифицировать следующим образом.

 

1. В Азербайджане нет обсуждения бюджета. На социально-экономической совещании с участием  президента 15 октября дискуссии о бюджете на следующий год подтвердили, что распределение бюджета в Азербайджане зависит от мнения группы. Распределение государственного бюджета все еще находится под контролем Министерства финансов, Министерства экономики и Администрации Президента. Участие в этом процессе различных отраслевых и отраслевых министерств, а также других бюджетных учреждений является формальным. Другие государственные органы, кроме Министерства финансов и Министерства экономики, почти наверняка не участвуют в обсуждении бюджета.

2. Роль парламента в бюджетном процессе является номинальной. Согласно статье 13 Закона Азербайджанской Республики «О бюджетной системе», проект закона о государственном бюджете на следующий бюджетный год вместе с другими документами соответствует пункту 2 статьи 109 Конституции Республики. Азербайджана, передается в Милли Меджлис для обсуждения и утверждения не позднее 15 октября текущего года. Несмотря на то, что сегодня 25 октября, бюджет Азербайджанской Республики на 2020 год еще не обсуждался в парламенте. Однако в соседних странах, Грузии и России, обсуждения бюджета начались в прошлом месяце и продолжаются. В Азербайджане нарушение Закона Азербайджанской Республики «О бюджетной системе» стало традицией.

3. «Бюджет, ориентированный на результат» все еще не разрабатывается. Бюджет 2020 года, как и в предыдущие годы, был подготовлен без кодирования и классификации по программам. Бюджетная работа по подсчету результатов и их измерению с помощью программ в Азербайджане еще не установлена. Следовательно, эффективность бюджетных расходов снижается из года в год, и поскольку индикаторы для оценки их воздействия и результатов не разрабатываются, а деятельность независимых институтов гражданского общества затруднена, мониторинг бюджета и социальные аудиты не проводятся. Это прямо не позволяет оценить роль и эффективность исполнительных органов в бюджетных расходах.

4. Вновь принятые финансовые положения не ограничивают использование доходов от нефти. Так, 29 июля 2018 года в статье 11-1.2 Закона Азербайджанской Республики о внесении изменений в Закон Азербайджанской Республики «О бюджетной системе», прежде всего, верхний предел расходов консолидированного бюджета определен. Этот порог был определен на основе суммы прогнозов ненефтяных и других доходов с нефтяными доходами, которые могут быть использованы не более чем на 103% утвержденных расходов консолидированного бюджета на текущий год. Согласно фискальным правилам, ежегодные расходуемые доходы от нефти рассчитываются каждый год как сумма 20% разницы между 30% чистых финансовых активов в начале прогнозируемого года и доходами от нефти и минимальным индексом этих переменных. Первоначальная презентация бюджетного проекта 2020 года показывает, что, хотя рост расходов из ненефтяного  сектора может быть достигнут, правительство Азербайджана поддерживает высокий уровень отчислений от нефтяных доходов в государственный бюджет, даже если существуют фискальные правила. Таким образом, в следующем году трансферты из ГНФАР в государственный бюджет составят 11,35 миллиарда манатов, или 47% доходов бюджета.

5. Цена каждого барреля нефти в бюджете основана на оптимистическом сценарии, а не реалистичном. Обсуждение бюджетного проекта 2020 года показывает, что цены на нефть на мировых рынках падают. Поэтому предположить, что средняя мировая рыночная цена на нефть к 2020 году составит 55 долларов за баррель, является оптимистичным подходом. Фактически, цена одного барреля сырой нефти должна прогнозироваться в нескольких ценовых сценариях, в то время как проект бюджета готовится для того, чтобы застраховаться от внешних шоков и управлять рисками.

6. Бюджет не адекватен финансовому потенциалу экономики. Таким образом, 43% доходов бюджета приходится на ненефтяной сектор и 56,1% на нефтяной сектор. [1] Хотя в среднесрочной перспективе (2020–2023 годы), подготовленной Министерством экономики, прогнозируется, что ненефтяной сектор будет составлять 65,8% в ВВП и 34,2% в нефтяном секторе. [2] Слабое использование финансового потенциала экономики можно наблюдать по сравнению с богатыми нефтью и газом странами бывшего СССР. Таким образом, хотя доходы бюджета России в 2020 году составят 293,2 млрд. Долларов США и 2027 долларов США на человека, а доходы бюджета Казахстана составят 30,3 млрд. Долларов США и 1666 долларов США на человека, ожидается, что доходы бюджета Азербайджана составят 14,2 млрд. Долларов США и 1377 долларов США на человека.

7. Зависимость бюджета от нефтяных доходов возрастает. Переводы Государственного нефтяного фонда (ГНФАР) по-прежнему являются основным источником доходов бюджета. Так, 47% прогнозируемых доходов государственного бюджета на следующий год поступит из Государственного нефтяного фонда, 32,6% - из Министерства налогов, 16,6% - из Государственного таможенного комитета Азербайджанской Республики и 3,8% - из других. источники. Доля Министерства налогов в формировании доходов бюджета снизится с 40,7% в 2015 году до 32,6% в следующем году.

8. Бюджет пахнет нефтью. Из 100 манатов прогнозируемого бюджета Азербайджана на 2020 год 56,10 манатов будут сформированы за счет доходов от нефти, а 43,90 манатов - за счет ненефяных доходов. Из каждых 100 манатов бюджета 47 манатов будет формироваться  ГНФАР, 32,60 манатов  - Министерством налогов, 16,60 манатов - Государственным таможенным комитетом и 3,50 манатов - штрафами и санкциями. Что касается бюджетных расходов, то из 100 манатов бюджета 64,20 манатов будут направлены на текущие расходы, то есть непосредственно на потребление, 29 манатов на капитальные расходы и 6,80 манатов на расходы по обслуживанию государственного долга.

9. Расходы по сбору доходов бюджета увеличиваются с каждым годом. По данным Счетной палаты, расходы Министерства налогов (включая внебюджетные расходы) на сбор бюджетных доходов в размере 100 тысяч манатов составили 1,8 тысячи манатов за 2017 год и 2,1 тысячи манатов за 2018 год, и этот показатель Прогнозируется на 3,1 тысячи манатов на 2019 год. Также расходы Таможенного комитета по сбору доходов бюджета в размере 100 тысяч манатов (включая внебюджетные расходы) составили 3,0 тысячи манатов на 2017 год и 3,6 тысячи манатов на 2018 год. и ожидается его увеличение до 3,8 тысячи манатов. В настоящее время упразднение Министерства по налогам и передача этой функции Министерству экономики делают такие расчеты на следующий год невозможными.

10. Нет единой политики в отношении бюджетных трансфертов из ГНФАР. Рост снижения трансфертов с 2014 по 2019 год в текущем году продолжится в следующем году. В государственном бюджете на 2018 год трансферты ГНФАР составили 10,995 миллиона манатов, а в этом году прогнозируется 11,364 миллиона манатов, а в следующем году - 11,350 миллиарда манатов. Это означает, что в следующем году бюджет будет составлять 47 процентов трансфертов ГНФАР; более того, бюджетные платежи SOCAR составят 1450 миллионов долларов, а AIOC - 730 миллионов манатов, в результате чего доля доходов от нефти составит 56,1% от общих доходов.

11. Доходы от штрафов и санкций увеличатся в следующем году. Ожидается, что в бюджет 2020 года будет включено 839,5 миллиона манатов из платных услуг бюджетных организаций, что на 212,9 миллиона манатов или на 34 процента больше прогноза текущего года. Причиной увеличения этих доходов является прогноз роста  финансовых санкций, таможенных пошлин, госпошлин и административных штрафов за нарушения налогового законодательства. Так что в следующем году бизнесменам грозит больше штрафов и санкций.

12. Вклад регионов в формирование доходов бюджета по-прежнему невелик. К 2020 году, поскольку централизованные доходы составят 96,7 процента от общего объема доходов, доля местных доходов составит 3,3 процента.

13. Дотации в регионы из бюджета растут. Согласно прогнозам, в 2020 году расходы местного бюджета составят 850,1 миллиона манатов, что на 7,3 миллиона манатов или на 0,9 процента больше, чем в 2019 году. Однако, несмотря на это увеличение, 39 районов и городов будут обеспечивать свои расходы за счет собственных доходов в следующем году. Это показывает, что более половины всех районов и городов по-прежнему дотируются.

14. Нынешние темпы роста текущих расходов бюджета превышают номинальные темпы роста ненефтяного ВВП. Доля текущих расходов в расходах государственного бюджета, которая относится к структуре бюджетных расходов, составит в 2020 году 64,2% или 17275,9 миллиона манатов. Ожидается, что темпы роста текущих расходов превысят номинальные темпы роста ненефтяного сектора. К 2020 году ненефтяные доходы из всех источников, согласно прогнозам, составят 10604,5 миллиона манатов, что составляет 61,4 процента от текущих расходов. Это означает, что бюджет, сформированный без учета доходов от нефти, сможет финансировать 2 маната из каждых 3 манатов текущих расходов.

15. Распределение бюджетных расходов несправедливо. Из каждых 100 манатов, предусмотренных в бюджете на 2020 год, 21,60 манатов будут потрачены на содержание органов обороны, национальной безопасности, правоохранительных органов, судебных органов и прокуратуры, 18,20 манатов  - на строительство, 12,10 манатов  - на социальное обеспечение, 11,70 манатов - на образование, 7,40 манатов - на администрацию, 6,80 манатов - на обслуживание государственного долга, 5,10 манатов - на здравоохранение, 4,40 манатов -  на сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, 1,60 манатов - на культуру, искусство, физкультуру и информацию, 1 манат - на охрану окружающей среды, 0,70 маната - на науку.

16. До половины расходов бюджета не разглашаются. Не существует ни экономической, ни функциональной классификации областей расходов бюджета следующего года, включая содержание органов обороны, национальной безопасности, правоохранительных органов, судебных органов и прокуратуры - 21,6%, промышленности, строительства и минеральных ресурсов - 18,6%, услуги, не включенные в основные единицы с 3,7%, экономическая активность с 2,6%. Это означает, что 46,5% расходов бюджета закрыто. Не только общественность, но и члены парламента не знают об этом.

17. Бюджет следующего года создаст инфляцию. Основное увеличение абсолютного выражения источников доходов в бюджете на будущий год будет состоять из налога на добавленную стоимость (226 миллионов манатов), подоходного налога с физических лиц (295 миллионов манатов), акцизов (147 миллионов манатов) и доходов от платных услуг бюджетных организаций ( 212,9 миллиарда манатов). Бюджет следующего года предусматривает увеличение таможенных пошлин на 5,6%, налога на добавленную стоимость на импорт на 13,2% и дорожного налога на 40,6%. Как видите, не нефтяные доходы, которые, как ожидается, увеличат бюджет в следующем году, были в значительной степени обусловлены ростом потребительских расходов. Это особенно возможно при росте цен на импортные товары. Поэтому нереально, что в следующем году инфляция составит 4,6%.

18. Закрытый бюджет повысит уровень  коррупции. Закрытие 46,5% бюджетных расходов в следующем году, отсутствие какой-либо экономической или функциональной классификации для парламентских дебатов, а также непрозрачное и не подлежащее отчетности использование бюджетных средств увеличивают риск коррупции. Затраты на строительство в 4,9 миллиарда манатов еще больше повышают риск коррупции.

19. Бюджет на следующий год не застрахован от внешних шоков и не исключен от внешних рисков. Ожидаемое снижение цен на нефть на мировом рынке со следующего года может оказать негативное влияние на бюджет 2020 года в отношении платежей SOCAR и AIOC. Наряду с низкими ценами ожидаемое снижение добычи нефти может привести к дефициту бюджета ГНФАР. Бюджет на 2019 год может быть подвержен этим негативным последствиям.

20. В следующем году дефицит бюджета выйдет за рамки кризиса. Прогнозируется, что дефицит бюджета в следующем году составит 3,3% ВВП. Это означает, что 3-процентный кризисный порог, установленный Соглашением Mastrix для стран на европейской территории, будет превышен. Дефицит бюджета на будущий год будет в 12,5 раза больше, чем в прошлом году. Тенденция роста началась в этом году. Таким образом, ожидаемый дефицит бюджета 2019 года будет в 9 раз больше фактического дефицита предыдущего года. Видимо, в этом и следующем году дефицит бюджета будет расти в геометрической прогрессии.

 


[1]
            Раскрытие основных показателей государственного и консолидированного бюджетов Азербайджанской Республики на 2020 год, http://maliyye.gov.az/scripts/pdfjs/web/viewer.html?file=/uploads/news_files/5d7b8f2899635.pdf

[2]   Там же

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей