Последнее обновление

(43 минуты назад)
Residence of the President of Azerbaijan. 08/25/2018

Residence of the President of Azerbaijan. 08/25/2018

Не случайно, как отмечают аналитики разных стран, накануне турне по Кавказу, Меркель провела встречу с президентом Путиным - немецко-говорящим российским лидером, приверженцем петровской имперской культуры. Не исключено, что в ходе встречи канцлер и президент согласовали глубину и ширину германской экспансии на Южный Кавказ и, конечно же, с учетом традиционных российских интересов.

B Ереване Меркель сделала скрытое послание России, назвав Армению успешной моделью взаимоотношений с ЕС и Евразес одновременно: "Армения может быть примером успешного сотрудничества, как с Россией, так и ЕС".

Премьер Никола Пашинян также дал понять, что Армения не собирается делать резки телодвижений между двумя полюсами: Мы намерены развивать отношения как с Россией в рамках ЕАЭС и ОДКБ, так и с ЕС, в частности Германией.

И действительно, сегодня Россия и Германия являются главными экономическими партнерами Армении. Но Меркель импонирует действия правительства Пашиняна в области демократии, борьбы с коррупцией, прозрачности, что еще больше кренит южно-кавказский корабль в сторону европейской цивилизации.

200 лет назад российская империя предоставила германским бюргерам возможность колонизации Кавказа, когда немецкие поселения появились в Грузии и Азербайджане, а нефтяной бум второй половины 19 века экспортировал в Баку солидный немецкий капитал и инженерную мысль. B Грузии этот факт был подчеркнут особенно, что можно было бы рассматривать как приглашение к очередной германской экспансии в обмен на деоккупацию части Грузии, где расквартированы российские войска и провозглашены марионеточные режимы. Меркель намекнула, что для нее темы 200-летия переселения немецких колонистов, деоккупации, грузинской евроинтеграции имеют немаловажное значение и являются острием южно-кавказской политики. И не случайно, что в силу сложившихся историко-географических реалий Грузия является окном для западной экспансии на Кавказ и далее в Каспийский регион, особенно в условиях армяно-азербайджанского конфликта, когда все региональные проекты в силу обстоятельств регулируются из Тбилиси.

Южно-кавказское турне Меркель замкнулось на Азербайджане. Это традиционный маршрут всех европейских политиков, устраивающих подобные региональные визиты. Далее Каспий, который разделяет второй эшелон борьбы за влияние - Центральную Азию. Европейская и преимущественно германская оценка места Азербайджана в кавказском трио рассматривается как коммуникативная. Если Грузия видится окном Европы, то Азербайджан, говоря словами Ленина, вратами Bостока. Трубопроводные, транспортные коридоры начинают приобретать все большее значение в преддверии большого экономического бума, которым беременна мировая экономика. Трансграничные проекты - Транскаспийский газопровод, железные дороги, Bосток-Запад, Север-Юг и прочее, где узловое место занимает Азербайджан, выходит на передний план в постсоветской политике Германии, которую называют экономическим локомотивом ЕС.

Эти вопросы могли быть в центре внимания встречи Путин-Меркель и выступить разменными монетами российской трубопроводной экспансии в Европу. Можно предположить, что реализация лоббируемого Германией газопровода "Северный поток-2" откроет путь для Транскаспийского газопровода, реализации которого долгое время препятствовала Москва.

Президент Ильхам Алиев, как один из игроков коммуникационной политики на постсоветском пространстве, осознает значимость местоположения и роли Азербайджана в этом вопросе. С учетом этого ему удается отстаивать свои интересы, куда не входят задачи по какой-либо спешной интеграции. Накануне визита Меркель в Азербайджане развернулись дискуссии о необходимости вступления в ОКДБ, что можно было бы рассматривать как нежелание азербайджанской элиты обсуждать вопросы демократии и прав человека в ускоренном режиме, а тем более в революционном ключе смены векторов в Грузии и Армении. Накануне после долгих западных увещеваний власти освободили оппозиционного политика Ильгара Мамедова. Обозреватели рассматривают этот жест, как реверанс в сторону Германии, но не более того. Предполагаемой большой амнистии не последовало. Алиев предложил довольствоваться пошаговыми решениями в двухсторонних и многосторонних отношениях.

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей