Последнее обновление

(25 минут назад)
Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Желаемый уход Азербайджанской экономики от сырьевой зависимости и развития не нефтяного сектора страны на основе "цифровой экономики", видимо определило бы успешные пути развития и укрепления всей экономики нашей страны в период пандемии. Видимо наша страна мечтало бы развития не нефтяного сектора (к примеру, как Норвегия) и иметь реальную стратегию роста важнейших секторов экономики страны: строительной, туристической, сельскохозяйственной, транспорта, телекоммуникации (к примеру, в сфере информационных технологий). https://www.azerbaycanli.org/?page=193&lang=rus

Кстати, уже заявлено: “Рост не нефтяного ВВП Азербайджана в первом квартале 2020 года был, в частности, обеспечен за счет роста в не нефтяной промышленности на 23%”. http://www.turan.az/ext/news/2020/4/subsc/economics%20news/ru/123208.htm

До интересна доля сектора связи в этом росте, и за счёт чего всё это происходит.

Видать сегодня, коронавирус кардинальным образом меняет наш мир так, США и Европа торговля и весь деловой мир (в том числе политический) почти полностью переходит на дистанционный (онлайн) режим благодаря развитой Интернет-услуг, а образование чуть-ли полностью на дистанционное образование (ДО). Видимо понятно, что благосостояние людей реально зависит от долгосрочной концепции развития не нефтяного сектора (включая видать транспорт и связь), и что это служить основой перспективного развития рыночной и цифровой экономики в Азербайджане, а пандемия коронавируса, видать катастрофически обрушивает спрос на энергоносители, и обостряет уязвимое перепроизводство нефти и нефтепродуктов.

Вероятно, поэтому основу развития сектора связи (СС) Азербайджана (как не нефтяной сектор страны) с учетом рекомендаций Международного Союза Телекоммуникации (МСТ), в лице Министерства транспорта, связи и высокой технологии (МТСВТ) нужно вести в следующих пяти основных направлениях:

  • тех политика (планы, проекты, спецификация, тендеры…);
  • финансирование (планирование, управление, советы, фонды);
  • цифровой менеджмент (структура, регулирование, управление);
  • дистанционная коммерция (маркетинг, продажа услуг, и т.д.);
  • кадры (тех политика, финансы, менеджмент, коммерция и ДО в онлайн-режиме).

Ведь Европейское Сообщество (ЕС), говоря о секторе связи (СС), всегда полагал, что компании, оказывающие услуги связи, составляют одну из самых прибыльных услуг в мире бизнеса, притом более, чем банковский бизнес, переработка нефти, производство продуктов питания, химическое производство, аэрокосмический бизнес…

Но вопрос видать в том, насколько реально отражается прибыли сектора связи (МТСВТ), в ежегодных статистиках Азербайджана, и как прозрачно входит доходы сектора связи и транспорта в не нефтяную экономику страны?

Видимо поэтому, особое значение следует уделить прогностическим задачам развития сектора связи (СС): прогноз базовых показателей новой объединенной отрасли МТСВТ (например, на пятилетку) с учетом возможных уровней инвестиций; прогноз технического уровня поэтапного развития транспортной и абонентской сети связи на период (например, на 10 лет); и наконец, разработка мастер плана (генеральной схемы развития) телекоммуникации страны до 2035 г. с указанием конкретных объектов и сроков их выполнения (например, на 15 лет), и т.д.

Сегодня наверно, сектор связи, компьютеры, средства массовой информации (СМИ) и их взаимосвязь (в лице социальных сетей), стало настолько едиными, что любые события на любом конце земли сразу становится достоянием всего мира со всеми прозрачными подробностями. Видимо, необходима структурная перестройка и менеджмента и самого большого министерства страны МТСВТ, разделив полномочия министерства на два независимых подразделения, отделив услуги телекоммуникации (функции оператора) от услуги взаимосвязи и взаиморасчета (функции регулятора) вне госструктур, что стало бы отдушиной от монополии для всех операторов и провайдеров в стране. Видать, независимый регулятор вне госструктур, это действительно реальный спрос как рыночной, так и цифровой экономики страны.

А первичная задача СС вероятно, это инвентаризация статистики о реальных доходов существующих сетей связи Азербайджана (управляемая МТСИТ), особенно доходы от международной связи, как самая прибыльная часть СС, с экспертизой и техническим аудитом всех применяемых сетевых и административных решений в стране для соблюдения надежности, конкуренции и альтернативности сектора связи.

Помнится и в первые годы 21 столетия, период так называемой “телефонной войны” против СП - AzEuroTel, где видать, доходы этой компании, были больше, чем Минсвязи, а война видать, стала началом уничтожения первой альтернативной компании по телекоммуникации в Азербайджане. http://vyshka.azeurotel.com/arxiv/2003/10/2.htm

Видимо нужны альтернативные планирование, проектирование и строительство новых элементов сети связи, с учетом требований национальной безопасности, а главное, технологического единство оборудований связи двух секторов (транспорта и связи) страны, для унификации и эффективности МТСВТ с учётом рекомендации МСТ. Именно для этого и требуется наличия в стране учебного, научно-исследовательского и проектного института связи (или хотя бы три в одном, создав новый Университет Транспорта и Связи Азербайджана), что бы кто-то занимался всем этим.

Учитывая, что и у нас в Азербайджане, для управления секторами экономики в стране видать и, к сожалению, приводят не специалистов (что сегодня принятое явление во всём мире, где как правило это представители правящей партии), то для успешного развития секторов экономики требуется отраслевые институты (указанные выше), и видать в одиночку, ни один министр, никакой эксперт, и даже выдающийся специалист, этого не в состоянии решить без этих указанных институтов.

Посмотрите сколько отраслевых институтов имеются в образовании, в медицине, в нефти-химии, и т.д., так почему их нет в таком огромном и объединенном МТСВТ?

Да в своё время, большую надежду нам придавало, утвержденная 17 февраля 2003 г. Президентом Азербайджана Программа “Национальная стратегия по информационным и коммуникационным технологиям во имя развития Азербайджанской Республики (2003-2012гг)”. Это был нужный и совместный проект правительства Азербайджана и гранта Программы Развития Организации Объединенной Нации (UNDP) – Project - AZE/01/003-NICTS. Но у нас, к сожалению, не сбылось даже распоряжение Президента Азербайджана о создании Университета ИКТ, в стране. http://www.1news.az/chronicle/20130201070925638.html

Далее, более ста лет все действующие в Азербайджане предприятия связи, осуществляли свои услуги монопольно на базе подземных и наземных сооружений, принадлежащих исключительно связистам республики - в лице Минсвязи (сегодня Министерство транспорта, связи и высокой технологии - МТСВТ), не имея альтернативы и конкуренции в СС (а мы так и не защитили свою такую действительно уникальную Совместную Предприятие (СП) AzEuroTel).

Спрашивается, почему за годы независимости, мы по доходам сектора связи на душу населения % от ВВП, оставались где-то на последних местах среди стран СНГ, и почему чётко не видны доходы сектора связи в ненефтяных доходах страны? http://www.cnews.kz/reviews/index.shtml?2008/04/17/106340

Помниться пафосное интервью Министерства связи и информационных технологий (Минсвязи) Азербайджана, данной Российской газете в 29.03.2013, где было заявлено - "Через десять лет доходы от IT-сектора составят порядка 10% внутреннего продукта Азербайджана". https://rabita.az/ru/c-media-ru/intervyu/details/149/

Однако где-то через полтора года после интервью, произошла самое позорное событие осени 2015 года, снятие министра связи и следствие над 10-ю руководителями СС страны, в течении последующих двух лет. Хотя, до интервью Азербайджан 7 февраля 2013-го года запустил свой первый спутник связи, а до этого, 9 декабря 2012-го года в Баку заработал терминал сети Azerbaijan Service and Assessment Network (ASAN), а ещё раньше Распоряжением Президента Азербайджана от 29 ноября 2011 года номер 1862, по развитию страны, где можно было ожидать успех концепции - "Азербайджан 2020: взгляд в будущее", где предполагалось двукратное увеличение внутреннего валового продукта (ВВП) за следующие 8-10 лет (https://president.az/files/future_ru.pdf).

Вероятно, “добиться этого предполагалось за счет развития не нефтяного сектора, в том числе и сектора ИКТ. Для сравнения, если в 2011 году прибыль в ИКТ - секторе составляла $1,7 млрд., то к 2020 году этот показатель должен быть доведен до $8 млрд. При этом рассчитывалось иметь к 2025 году уровень доходов в сфере ИКТ до 10% ВВП нашей страны”. https://rabita.az/ru/c-media-ru/intervyu/details/149/. Здесь подчёркивалось, что “конечной целью проекта является обеспечение всей территории страны, включая и отдаленные сельские населенные пункты, скоростным Интернетом в пределах 10-100 Мбит/сек и довести числа пользователей широкополосного Интернета до 85%, что позволит Азербайджану к 2017 году выйти на уровень развитых государств мира” (то есть, всё  это должно было бы произойти ещё 3 года тому назад, но а где?).

Далее к нынешнему, 2020 году предполагалась повсеместный охват госорганов электронными услугами, что стало бы важным инструментом в период пандемии, для обеспечения полной прозрачности в деятельности правительства, и видимо, устранению негативных явлений и бюрократических препятствий в отношении предпринимателей и граждан страны. https://rabita.az/ru/c-media-ru/intervyu/details/149/. Теперь интересно, эта концепция "Азербайджан 2020: взгляд в будущее" уже выполнена? А главное, кто-то в стране отчитался за эту концепцию, или всё это спишется на пандемию (на коронавирус)?

Кстати в конце интервью, Российская газета привела видать важную статистику 2012 года по нашей стране: “К концу 2012 года на каждые 100 жителей Азербайджана приходилось 20 компьютеров, а число интернет-пользователей где-то 70 на 100”, что видимо есть два взаимно исключающие цифры “лозунговой статистики” и добавим, что число фиксированных (обычных) телефонных аппаратов (ТА) на 100 жителей Азербайджана, на 2013 г. было равной -15,6. Но реальность в том, что сегодня число телефонных аппаратов (ТА) на 100 жителей у нас где-то 20, а по рейтингу свободы Интернета, мы лишь на 45-ом месте (уступая нашим соседям Армению и Грузию, которые на 10-ом и 13-ом соответственно).  http://www.turan.az/ext/news/2019/11/free/politics%20news/ru/84994.htm.

Интересно, а какова реальная статистика этих же параметров на январь 2020 года?

Ведь в своё время статистика связи Азербайджана (хоть с опозданием на 2 года), печаталось в сборнике Исполнительного комитета Регионального содружество в области связи (РСС). Видимо ради справедливости, следует отметить, что, если бы не РСС и его ежегодная статистика, то мы бы видимо из-за желания "выделиться", давно были бы впереди планеты всей, наверняка (своей лозунговой статистикой) перегнали бы США и Европу по телекоммуникации, и ИКТ в целом (хотя и видать при этом сами ничего не производим). Ведь каждый выпуск Статистического сборника РСС был совместным трудом администраций участников РСС (в том числе и Минсвязи (МТСВТ) Азербайджана), которые предоставили более реальные (“не лозунговые”) статистику. Данные для сборника, получали от 11-ти администраций связи стран СНГ, и Азербайджан был членом РСС с 17 декабря 1991года (http://www.rcc.org.ru).  

Видимо поэтому, нужна реальная инвентаризация статистики существующих сетей связи Азербайджана с экспертизой и техническим аудитом всех применяемых сетевых решений для соблюдения альтернативности и конкуренции в секторе связи.

Видать национальные интересы и благосостояние секторов экономики страны, должны служить во благо десяти миллионных потребителей (абонентов) Азербайджана, на долгосрочную перспективу, и развития не нефтяного сектора страны. А целью сегодняшних реформ, проводимых в связи с “новейшей перестройкой” в стране, видать должно быть направлено на усиления доли не нефтяные сектора страны с помощью, в том числе работниками СС, где независимый регулятор, становится реальным запросом рыночной экономии в Азербайджане.

Вероятно, хорошо, что вопрос снижения зависимости экономики Азербайджана от нефтяных доходов стоит на повестке дня, хотя, по событиям осени 2015 года мы так же слышали о дорожных картах и объявленным ряд реформам в стране (но в секторе связи, видать, сменили лишь руководство и взяли под следствием до 10 руководителей отрасли) и не помнится какая-либо широкая концепция по развитию самого СС.

Хотя можно было бы упорядочить многие вопросы, по выдачи лицензий на предоставляемые услуги, сертификации ввозимых цифровых технологий, тендерной и тарифной политики, или внедрение независимых регуляторов в СС, начало приватизации, а главное создании институтов связи в стране. Получается, что до сих пор МТСВТ (преемник Минсвязи), это монопольная госструктура, являясь законодательной базой и госпроводник технической, правовой и тарифной политики связи, не имеет при этом отраслевых институтов связи, призванных для проведения и выполнения всего этого.

Не следует забывать, что внедрение цифровых технологий, это не заслуга Минсвязи (МТСВТ) в стране, а финансовый интерес зарубежных фирм производителей этих технологий с целью получения максимальной прибыли от внедрения своих новых технологических разработок в таких развивающихся странах как Азербайджан.

Видать не случайно, что сегодня мировое сообщество, по существу, приглашает  все страны мира, в том числе и страны СНГ, быть открытыми и прислушиваться к мнениям, требуя полной прозрачности их в экономической, инфор­ма­ционной и политической сферах (что явно видны в социальных сетях Азербайджана).

Абдул Каграманзаде

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей