Последнее обновление

(1 час назад)
Açıq mənbələrdən foto

Açıq mənbələrdən foto

Выбор гражданами врача и доступ к государственным ресурсам для лечения  заболеваний является основой свободной медицины.  Человек считает себя свободным только в том случае, если для него создана система медицинских услуг, и он сможет воспользоваться  техническими и медицинскими достижениями. Потому как  в интересах и возможностях каждого  человека,  стремящегося  к здоровому  образу жизни, защищать свое здоровье.

Государство потому и является таковым,  чтобы создавать для своих граждан права, которые они не могут защитить сами.  В этом смысле защита социального равенства и безопасности относительно малообеспеченных людей должна стать основой для государства.

Гражданин Азербайджана должен иметь возможность обеспечить такое право. Хотя в такой богатой природными ресурсами стране  переход к   обязательному медицинскому страхованию должен был произойти давно. Быстрый рост доходов нашего государства  дает нам повод воспользоваться этой возможностью. В госбюджете текущего года также предусмотрены средства на эти цели. Однако первой жертвой негативного воздействия пандемии на бюджет стали расходы на обязательное медицинское страхование. Тем не менее, основы законодательства в этой области охватывают период более 20 лет. Как известно, закон «О медицинском страховании» был принят еще в 1999 году. Государственное агентство по обязательному медицинскому страхованию создано в 2016 году. Несмотря на то, что прошло несколько лет с момента создания Агентства, которое долгое время являлось публичным юридическим лицом, наши граждане пока не смогли воспользоваться им.  

Правда, в нескольких регионах  пилотные проекты были реализованы.  Пилотный проект охватил  административные территории Мингячевирского, Евлахского и Агдашского районов. В рамках этих проектов медицинское страхование  реализуется в городе Мингячевир и Евлахском районе с 2017 года, а также в Агдашском районе с 2018 по 2020 год. В своем отчете за прошлый год АОМС  отметила, что с населения в 344 тыс. человек в рамках проекта в трех пилотных районах не было собрано страховых выплат.

Теперь выяснилось, что расходы на здравоохранение в пилотных районах не были в значительной степени покрыты государством. В общей сложности в 2019 году в рамках пилотного проекта на финансирование расходов здравоохранения было потрачено 43 млн. манат.

Механизмы финансирования обязательного медицинского страхования

Чтобы реализовать этот проект, фискальные структуры государства  хотели начать работу, переложив на граждан механизмы  финансирования.  Об этом говорится в проекте, предназначенном для реализации этой цели.  Таким образом, работодатели и работники, работающие в государственном и нефтяном секторах, будут платить 2%  за обязательное медицинское страхование от фонда ежемесячной заработной платы из части до  8 000 манатов и 0,5% от фонда свыше  8 000 манатов.

В этом случае, если гражданин получает ежемесячную заработную плату в размере 8 500 манатов, то 2% от 8 000 манатов и 0,5% от оставшихся 500 манатов будет платить за  обязательное  медицинское  страхование.  Работодателям и работникам, работающим в неправительственном и ненефтяном секторах, будет выплачиваться 1% от фонда ежемесячной заработной платы из части до 8 000 манатов и 0,5% от фонда из части свыше  8 000 манатов. Как видно, переход на обязательное медицинское страхование планируется в основном за счет сбора налогов с доходов граждан.         

В своих расчетах по переходу на обязательное медицинское страхование правительство отметило, что в этом году, если средняя заработная плата составит 620 манатов, а страховые взносы будут выплачены в течение года, то это  составит всего 500 миллионов манатов. Если учесть выделение из  госбюджета  1 миллиарда манатов , то выясняется, что  общий бюджет Государственного агентства по обязательному медицинскому страхованию предусматривался на уровне 1,5 миллиарда манатов.    

Но  ввиду того, что пандемия поставила правительство в сложное положение, первое от чего оно отказалось, были расходы на  обязательное  медицинское  страхование, то есть негативное влияние падения цен на нефть на мировой рынок нанесло удар по системе здравоохранения. На пленарном заседании парламента 30 марта 2020 года были внесены изменения в Закон «О медицинском страховании»,   и его реализация была перенесена на следующий год.  Вслед за этим  Агентству было выделено 97 миллионов манатов из резервного фонда президента.      

Спонтанное возникновение пандемии дало понять, что здравоохранение является наиболее приоритетной областью.  Тот факт, что расходы на здравоохранение из государственного бюджета не соответствуют критериям ВОЗ (не менее 3% ВВП) и отсутствие перехода к обязательному медицинскому страхованию, действительно обуславливают то состояние, в котором находится наше здравоохранение.

В стране, где нет доступа к здравоохранению, говорить о социальной политике неуместно.  Потому что один из основных параметров социальной политики связан с эффективным функционированием системы здравоохранения. Когда система здравоохранения встанет на путь обслуживания гражданина, даже небольшой факт будет восприниматься как  эффективное послание. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила в отчете за 2008 год, что Азербайджан занимает первое место в мире по распространенности неизлечимых форм туберкулеза.

Увеличение числа таких заболеваний, распространение онкологических заболеваний почти на уровне гриппа, отъезд наших граждан за границу в целях  медицинского  туризма, вынужденность  граждан продавать свои дома для серьезных операций и прочие многочисленные факты свидетельствуют о том, что ежегодное оттягивание  перехода на обязательное медицинское страхование существенно подрывает доверие наших граждан к государству.

В течение многих лет независимые экономисты писали,  если мы не обеспечим переход к  обязательному медицинскому страхованию на пике нефтяных доходов, то сделать это впоследствии будет  сложно. Тогда возникает вопрос: почему правительство, которое не осуществило переход к обязательному страхованию на пике нефтяных доходов, выбрало такой неудобный период времени?

Речь не идет о пандемии коронавируса.  Не случайным ли является избрание постнефтяного периода, когда  поступления нефтяных денег было наименьшим? Сейчас, отвечая на этот вопрос,  правительственные чиновники неоднократно заявляли, что задержка обязательного медицинского  страхования связана с отсутствием финансирования. Хотя фактически, в стране с такими огромными финансовыми ресурсами, возможно, первым из наиболее важных проектов, подлежащих финансированию, было обязательное медицинское страхование. К большому сожалению, хоть и с опозданием, но  мы так и не смогли перенести этот проект в будущее.  Мы даже в будущее не может идти с  опозданием…

На дверях структур, ответственных за переход к нашему обязательному медицинскому страхованию, следует повесить поучительное послание, написанное в головном офисе Всемирной организации здравоохранения: «Лучше своевременно заботиться о здоровье, чем лечить болезнь». Государственное агентство по обязательному медицинскому страхованию должно обеспечить эту заботу и профилактические меры. Если его деятельность остается пассивной в течение неопределенного периода, то об этом действительно стоит задуматься.

Мохаммед Талыблы

 

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей