Muhammed Fethullah Gülen
«Большинство членов FETÖ в Азербайджане были лицами приближенными к власти, и многие из них до сих пор пребывают на должностях»
23 июля турецкие медиа и в то же время местные медиа писали, что в Азербайджане была проведена операция против FETÖ, арестованы четыре человека. Как сообщалось, были задержаны один из бывших руководителей FETO в Азербайджане Дейрюш Джафаров, ответственный за финансовые дела организации Гюмрах Абдурахманов, директор Центра «Юрд» Руслан Алиев и ответственный за организационную работу Анар Алиев.
Позднее был задержан председатель Партии «Демократии и Процветания» Азербайджана Губад Ибадоглу. Министерство Внутренних Дел распространило сообщение о том, что Губад Ибадоглу подозревается в связях с FETÖ. Согласно сообщению, Анар Алиев, арестованный как член FETÖ, давая показания, заявил, что Губад Ибадоглу продал ему фальшивые доллары. Это послужило основанием для проведения обыска в офисе экономиста. Губад Ибадоглу во время своего выступления в суде заявил, что не знаком с Анаром Алиевым.
Кстати, в сообщениях, распространяемых в медиа, говорится, что FETÖ обладает сетью также и в азербайджанских медиа.
Что происходит? Почему снова актуализировался вопрос о FETÖ ?
На вопросы, касающиеся этой темы, отвечает эксперт по вопросам безопасности, политический комментатор Арастун Оруджлу.
* * *
Вопрос: Вопрос «нурсистов», «гюленистов», «FETÖистов – появился на повестке дня в Азербайджане в 2016 году после провалившейся в Турции попытки «darbe» (государственного переворота). В ту пору в Азербайджане прокатилась волна арестов арестов под названием «охота на нурсистов» (под этим предлогом арестовали даже некоторых оппозиционеров), были закрыты университет, лицеи. Что же произошло, что вновь на повестке дня вновь оказался вопрос «FETÖ»?
Ответ: Эта тема всегда была актуальна в Турции, и охота на членов FETÖ, начатая в результате неудавшегося «переворота» летом 2016 года, была лишь одним из этапов этого процесса. Как раз в тогда турецкое правительство и нацелилось на позиции своих внутренних конкурентов в Азербайджане. Кстати, эта кампания охватила не только Азербайджан, но и нанесла удар по позициям FETÖистов во многих постсоветских странах. Все это было сделано тогда по требованию эрдогановских властей и уничтожило позиции так называемых «нурчи» в сфере образования, бизнеса, благотворительности, и медаструктурах этих стран. В рамках этой кампании в Азербайджане были закрыты несколько школ (лицеев), университет, мечеть и ряд бизнес-структур. После этого время от времени по запросу турецкого правительства задерживались и передавались турецким правоохранительным органам отдельные граждане этой страны, обвиняемые в принадлежности к этой сети. А то, что тема вновь поднимается сегодня, я думаю, в большей степени произошло по желанию азербайджанской стороны. По крайней мере, такова видимость. Хотя формально заявлено, что запрос поступил от правоохранительных органов Турции, все задержанные являются гражданами Азербайджана, и неизвестно, в какой степени они были FETÖистами. Кстати, абсолютное большинство так называемых FETÖистов в Азербайджане были людьми, принадлежащими к власти или приближенными к власти, многие из них до сих пор пребывают на должностях. Естественно и бизнес-структуры тоже. Поэтому сложно сказать на что нацелено происходящее, хотя и выдвигаются определенные предположения. Например, утверждают, что эта тема была подброшена для того, чтобы отодвинуть на второй план постоянно расширяющиеся в последнее время публичные дискуссии о деятельности в Азербайджане тайной сети, связанной с террористической организацией РКК. Существует также версия по которой, кампания против FETÖистов является составной частью репрессивной кампании, набирающей обороты в стране. Какая из этих версий и в какой степени соответсвует действительности покажет время. Версию связанную с РКК нельзя считать совсем необоснованной, потому что я почему-то не припоминаю совместную операциюи Азербайджана и Турции против членов РКК, которые по логике более опасны для турецкого государства и угрожают суверенитету этой страны.
Вопрос: Есть ли в Азербайджане угроза FETÖ ? Если да, то откуда и от кого она исходит?
Ответ: По всей вероятности такая сеть существует и как уже было сказано, абсолютное большинство из них - это люди, принадлежащие к правящему лагерю. И это естественно, потому что, если верить тому, что говорят о FETÖ, основная цель сети нурсистов состоит в проникновении в государственные и властные структуры, создание деловой сети и оказания влияние на политику государства через все эти ресурсы. Если вы помните, то в 2016 году и на последующем этапе абсолютное большинство тех, чье имя фигурировало в медиа в связи с этой организацией, были лица из лагеря власти. В их числе были упомянуты высокопоставленные чиновники Администрации Президента, некоторые депутаты парламента. В конечном итоге они были отстранены от занимаемых должностей. Сегодня опасность FETÖ, честно говоря, представляется не очень правдоподобной. По крайней мере, эта тема отсутствует в повестке дня страны, и, как уже было сказано, это больше похоже на то, чтобы отодвинуть какие-то другие темы на задний план. В любом случае, мне эта версия кажется более правдоподобной. Основанием для такого умозаключения является исключительное усердие в связи темой FETÖ прослойки, которая, как мне представляется, связана с РПК.
Вопрос: Как известно, это обвинение было выдвинуто и против председателя партии АДР Губада Ибадоглу. Насколько правдоподобна связь Губада Ибадоглу с FETÖ ?
Ответ: Утверждения о связи Губада Ибадоглу с FETÖ похожи на политические спекуляции и мягко говоря, блеклое заявление МВД, сделанное вскоре после ареста председателя АДР, также подтверждает это мнение. Лично я в это не верю, и у меня есть для этого веские причины. Скажу только одно: основной причиной отказа BİZ (Birlik İnkişafa Zəmanətdir – Единство Гарантия Развития) некоторым людям, желавшим получить доступ к платформе, когда она создавалась, было то, что Губад бей выдвинул аргументы в пользу принадлежности их к сети Гюлена. Проведенное в последующем мной лично исследование, также подтвердило сказанное. Поэтому я считаю это утверждение о Губаде Ибадоглу продуктом буйной фантазии.
Вопрос: В сообщениях, распространяемых в проправительственных СМИ, говорится, что FETÖ также имеет сеть в азербайджанских СМИ. О чем говорит такое признание?
Ответ: Вероятно планируется принятие мер в отншении критически настроенных журналистов, поэтому и пущена в оборот эта идея. Другой причины не вижу. Если речь идет о медийных платформах, созданных Али Гасановым, то большинство из них либо закрылись, либо сменили «погоны» в соотвествии с существующей политической конъюктурой. В таком случае возникает вопрос, где будут обнаружены очередные FETÖисты. Ответ лежит на поверхности - среди горстки критически настроенных журналистов.
Вопрос: Рост в последнее время политических арестов, Закон «О политических партиях», аресты шиитов, а теперь еще и аресты под предлогом FETÖистов. О чем все это говорит? К чему готовятся власти?
Ответ: На мой взгляд, что разговоры о том, что в ряде управленческих структур страны произойдут изменения, не случайны. Среди них наиболее достоверными кажутся распространяющиеся мысли о формировании нового парламента и о том, что в связи с этим будут внесены соответствующие изменения в законодательство. Это, в свою очередь, предусматривает проведение референдума. Иначе говоря, возможно, что на предстоящем этапе будет проведен референдум, а вслед за ним и парламентские выборы. Похоже, основные приготовления ведутся для того, чтобы обеспечить «спокойствие» в стране на том этапе и в его преддверии. Если то, что говорится, правда, то «FETÖисты», «иранские шпионы», «соросята» и прочие будут разоблачены и обезврежены. Другой причиной может стать проведение «профилактических мероприятий» с целью предотвращения внутренних недовольств, которые могут возникнуть на фоне обостряющейся геополитической борьбы вокруг Азербайджана и региона.
Написать отзыв