147 writers and poets support the peaceful action of the teaching staff of Boğaziçi University.
Массовые или единичные протесты в определенной степени демократической среде неизбежно выносят на повестку понятия «интеллигент» и «интеллигенция», и взоры обращаются к этим просвещенным. Своим прогрессом за последние 2 с лишним века после Французской революции 1789 года, упразднившей монархию и проложившей путь к демократии, Европа в интеллектуальном и в правовом аспекте обязана интеллигенции.
Жан-Поль Сартр, яркий представитель этой интеллигенции, резко критиковал писателей за индифферентное отношение к общественно-политическим процессам, забвения ими своих обязанностей перед историей. Он считал, что писатель не может абстрагироваться от своего времени, и должен плотно срастись с ним, ибо его время – это его возможность, они созданы друг для друга. Представляя читателям издание журнала «Новые времена», он писал в октябре 1945 года, «Писатель живет и творит в ситуации своей эпохи: каждое его слово вызывает резонанс. Молчание тоже. В подавлении Парижской коммуны я виню Флобера и Гонкура, которые не написали ни строчки, чтобы этому помешать» (1). Отвечая возражениям типа «Это не их дело», Сартр вопрошал: а разве реакция на процесс Каласа (2) или на осуждение Дрейфуса (3) были личным делом Вольтера или Золя?
Можно сказать, что в Турецкой Республике, готовящейся отметить свой 100-летний юбилей, в контексте нынешней студенческой акции подобный ответ в той или иной форме тоже прозвучал. Мирный протест преподавателей и студентов Босфорского университета против назначения со стороны ректора зафиксировал новые линии раскола и без того разделенного общества. Их голос был услышан и 147 представителей интеллектуалов подписали письмо в поддержку этой акции, что приобретает большое значение с точки зрения предотвращения несправедливого наказания студентов, этого будущего Турции, клеймением «террористами, анархистами, сепаратистами» и взятия на себя ответственности перед историей за осуществления миссии интеллигенции.
Писатели, подписавшие это письмо – Атаола Бехрамоглу, Орхан Памук, Зюльфю Ливанели, Элиф Шафак, Ойа Байдар, Хейдар Эргюлена, дружбой которыми я горжусь, единственным «сокровищем» на земле считают своих читателей.
Хоть он и не любимый мой автор, но первый тираж всех детективных романов Ахмета Умита достигал 300 тыс. экземпляров, гонорар ему выплачиет издательство, а клиентами последнего являются читатели.
147 писателей и поэтов потому поддержали мирный протест коллектива Босфорского университета, что «они прокладывают новые пути в будущее страны». Речь идет о чувстве ответственности, продемонстрированном на новом решающем этапе в истории страны, в новой «точке перелома» (см. нашу предыдущую статью). И в этой ситуации самое важное состоит в том, что взяв на себя эту ответственность, писатели и поэты подписали данное заявление во имя защиты достоинства нынешнего и последующих поколений интеллигенции. Ибо они хорошо понимают, что подавление мирной акции сегодня завтра приведет к ограничению творчества писателей и поэтов, а потери скажутся сначала на 100 тыс. читателей, а затем – на миллионах граждан.
Впрочем, поддержка наиболее читаемых и всемирно известных писателей и поэтов современной турецкой литературы мирного протеста в Босфорском университете не стало сюрпризом ни для Турции, ни для меня.
И именно это – правильно выстроенные с обществом отношения писателя, художника, скульптора, творческой личности – является главным фактором, придающим Турции мощь. И эта инфраструктура усиливает в обществе чувство свободы.
Я вовсе не считаю большой тираж книг писателя или поэта показателем их таланта, речь идет это о свободе мышления и ее поддержке творческими людьми. Например, первый тираж книг Искендера Палы тоже не бывает ниже 300 тыс., но всем известно, что в плане мировоззрения и влияния на социальные процессы он не играет никакой роли в деятельности правых консерваторов, к которым принадлежит.
Когда несколько лет назад в нашей стране за нечто весьма незначительное 19-летнему юноше подбросили в карман наркотик и упекли в тюрьму на 9 лет, я был свидетелем протеста четырех человек: живущих за границей Чингиза Гусейнова, Рустама Ибрагимбекова, Мамед Исмаила и Камиля Вели.
С чем и поздравляю вас, господа народные писатели и поэты ...
_________
- https://kartaslov.ru/книги/Натали_Монин_Сартр/3#content
- https://biography.wikireading.ru/207698
- https://biography.wikireading.ru/174636
Написать отзыв