Последнее обновление

(2 часа назад)
Монопольные цены на бензин

C 3 апреля все автозаправочные станции перешли на новые правила торговли бензином с высокооктановыми числами. Топливо марки АИ-95 повысилось в цене с 80 до  93 гяпик, марки АИ-98 –  снизилось  с 1,5 манат до  1,03 маната (Последний  импортируется для автомобилей класса премиум, число которых  незначительно. В 2013 году всего импортировано  три вагона-цистерн АИ-98).

Кабинет министров решением от 31 марта 2014 года об исключении упомянутые виды бензина из списка (http://www.tariffcouncil.gov.az/?/az/content/109) товаров, цены на которые регулируются государством. Решение вступило в силу 27 марта. С 2 апреля Тарифный совет также счел нужным подтвердить прекращение действия правил о фиксированной цене на бензин марки АИ-95 (80 гяпик по состоянию на 3 декабря 2013 года) и выше. Причиной называется  прекращение его производства из-за небольших объемов потребления  (10% от общей массы) и его импорт из-за рубежа.

По мнению экспертов, упомянутые правительственные решения  противозаконны и нарушают права потребителя. Статья 50 Конституции Азербайджана и Закон АР «О получении информации» предусматривают права граждан свободно, беспрепятственно и на равных условиях для всех приобретать информацию на основании принципов открытого общества и демократического правового государства. Однако правительство не предупредило население заранее и не представило весомых доводов о принятых  решениях.

Надо иметь в виду, что когда правительство говорит о  10%-ой доле  бензина АИ-95  на рынке автомобильного топлива, то это означает  порядка 120 тыс. автомобилей из более 1, 2 млн.  автопарка. Так что речь идет об интересах массового потребителя.

Второй немаловажный  вопрос касается монополий.  В стране монополия на добычу нефти и производство ГСМ принадлежит SOCAR, потому нет основания для разговоров  о либерализации рынка.  В 2013 году весь потребляемый бензин в объеме 1,3 млн. тонн был произведен на двух местных нефтеперерабатывающих заводах SOCAR. На этот год госкомпания запланировала увеличение производства бензина до 1, 4 млн. тонн. Это практически более тонны в год на автомашину. То есть, государственная компания является абсолютным монополистом производства местного бензина и она диктует цены.

По наблюдениям корреспондента Turan, цены на топливо на АЗС также свидетельствуют о  проявлении монополизма. В Азербайджане действуют десятки компаний, владеющих автозаправочными станциями. Самые известные из них: SOCAR Petroleum, AzPetrol, ABU Petrol, Lukoil. По логике, цены на привозное топливо у них должны отличаться в зависимости от объемов поставок и маркетинговой политики. Однако цены на различные марки топлива одинаковы.

Является ли это проявлением монополизма? Отвечая на вопрос, завсектором Государственной службы по антимонопольной политике и защите прав потребителей министерства экономики и промышленности Вели Мамедов сказал Turan, что подготовлены соответствующие письма всем юридическим и физическим лицам, связанным с этим бизнесом. «Однако мы не можем требовать от них изменения расценок потому, что они самостоятельные субъекты хозяйствования», - добавил он.

Странно, - еженедельно сотрудники службы проводят рейды в продуктовых и непродовольственных магазинах, выявляя недостатки в ценах, сроках и правилах хранения. А на АЗС зайти не могут. Это не значит, что хозяева всех заправок работают в правительстве. Просто они управляются из единого центра, недоступного для проверяющих инстанций.

Антимонопольное законодательство страны состоит из Конституции АР, законов «Об антимонопольной деятельности», «О естественных монополиях» и «О несправедливой конкуренции», а также из прочих нормативно-правовых актов. В законодательной базе при этом отсутствует Антимонопольный Кодекс, предполагающий механизм регулирования конфликтов между конечным потребителем и цепочкой предпринимателей.

Согласно статье 6 Закона АР «О естественных монополиях» (http://www.tariff.gov.az/?/ru/content/59), в целях регулирования деятельности субъектов естественной монополии применяются управляемые цены (тарифы). Нарушение правительством этой статьи заключается в том, что  основным производителем топлива является SOCAR, которая  реально регулирует цены на ГСМ, и ни один субъект не может продавать товар по цене ниже, чем на заправках государственного монополиста.

   Есть два выхода – либо должно быть несколько независимых производителей бензина и прочих ГСМ по новым правительственным стандартам, либо государственная компания должна быть лишена сети продаж, чтобы не быть заинтересованной стороной. Производство ГСМ находится в исключительном ведении государственной нефтяной компании, что предусмотрено упомянутым законом и законом «Об антимонопольной деятельности». Пока в стране нет частных нефтеперерабатывающих заводов, а SOCAR так или иначе будет обеспечивать более 60% поступлений в госбюджет, ситуация не изменится, - полагают специалисты. По их мнению, такое положение сковывает имплементацию законодательства, делая законы формальным придатком к деятельности естественных монополистов.

 По словам основателя Центра экономических исследований Губада Ибадоглу, цены на бензин в Азербайджане неоправданно высоки. Они немногим ниже, чем в Дании и Финляндии, где средняя зарплата в 10 раз выше. И это притом, что себестоимость добываемой нефти в Азербайджане составляет 15, а не 100 долларов за  баррель, по которой Европа покупает как сырье для производства бензина.  Для сравнения, в США цена за литр бензина «премиум» соответствует 65 гяпик, в арабских странах – 40 гяпик, а в Венесуэле – 4 гяпик. Иными словами, нефтедобывающие страны с социальной направленностью применяют льготные расценки для внутреннего спроса.

Однако ценовая политика вокруг  топлива, и не только, показывает, что азербайджанское государство так и не смогло до сих пор возвыситься  до  прозрачных, социально ориентированных партнерских отношений со своими  гражданами. --17D—

Написать отзыв

Экономика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей