Qobustan həbsxanası
Министерство юстиции Азербайджана не справляется с обязанностями по исполнению наказаний осужденным
Места заключения и следственные изоляторы поэтапно переданы Минюсту
В следующем году будет 30 лет как Пенитенциарные учреждения Министерства юстиции Азербайджана выведены из подчинения Министерства внутренних дел. Указом президента Азербайджана N 399 от 09.01.1993 года все учреждения Управления испавительных работ (İslah İşləri İdarəsi) МВД) , кроме следственных изоляторов, перешли в состав Минюста. Также в Минюст переданы прежде подчиненные Внутренним войскам 7535-й батальон охраны, полк N 6500, специальный дивизион сопровождения (заключенных) управления полиции Баку, все кадры исправительных инспекций ( islah işləri müfəttişlikləri) при управлениях полиции городских и районных уровней. Также передано в Минюст все имущество этих учреждений.
Как сказал Turan правозащитник, специализирующийся на правах заключенных Эльдар Исмаилов, передача была осуществлена в рамках реформ, рекомендованных Советом Европы, международной тенденцией того времени.
"В Европе считается, что заключенный после суда не должен оставаться в распоряжении тех, кто проводил над ними следствие, так как в таком случае преступления следователей останутся нераскрытыми. По этой же причине, сейчас переведенные в места заключения осужденные обращаются с жалобой на следователей, совершивших преступления в отношении этих осужденных.
В 1996 году Азербайджан обратился в СЕ с заявкой на членство, тогда же Минюсту переданы следственные изоляторы. Баиловский, Шувелянский и Гянджинский следственные изоляторы были выведены из системы МВД. Азербайджан получил статус "гостя", и когда представители СЕ посещали Азербайджан, они указывали на перегруженность тюрем, в которых количество больных туберкулезом превышала санитарные нормы. Благодаря проведенной тогда реформе заболеваемость туберкулезом в местах заключения сократилась в 30 с лишним раз".
Но реформа не коснулась предшественника современной Службы Государственной Безопасности. В силу специфики этой организации здесь сохраняется следственный изолятор.
Структура Пенитенциарной службы
В настоящее время Пенитенциарная служба является самостоятельным подразделением Министерства юстиции, в статусе главного управления, размещена в Баку. Действует в рамках закона "О прохождении службы в органах юстиции", Положения о Министерстве юстиции АР и других законов, нормативных актов, указов, распоряжений президента, - сообщается в сайте Минюста.
Современное название - Пенитенциарная служба, было введено указом президента N 466 от 17 августа 2006 года "О развитии органов юстиции". Прежде эта служба называлась Главным управлением исполнения наказания при Министерстве юстиции.
В составе Пенитенциарной службы имеются следующие учреждения:
Следственные изоляторы:
Бакинский следственный изолятор (пос. Забрат-2), Гянджинский следственный изолятор N 2, (ул.Г.Алиева, 92),
Следственный изолятор N 3 (пос. Шувелян).
Шекинский следственный изолятор.
Места заключения:
N 1 (Баку, ул.Нариманова, 1),
N 2 (Баку, пос. Бина),
N 3 (Баку, ул. Ализаде)
N 4 (женская - Баку, (ул. Н.Алиева, 15),
N 5 (Cальянский район, село Еникянд),
N 6 (Баку, пос. Боюк Шор, 23),
N 7 (Баку, пос. Кохня Ахмедли),
N 8 (Баку, пос. Бута),
N 9 (Баку, пос. Бина),
N 10, (Баку, ул. Нариманова, 10),
N 11 (Баку, 7-й микрорайон),
N 12 (Баку, пос. Бута),
N 13 (Баку, пос. Бута),
N 14 (Баку, пос. Гызылдаш),
N 15, (Баку, пос. Бойюк Шор),
N 16 (Баку, пос. Бюл-Бюля),
N 17 (Баку, пос. Бина),
Тюрьма в пос. Гобустан,
Исправительное заведение для несовершеннолетних в Хатаинском районе Баку (Yetkinlik Yaşına Çatmayanlar üçün Tərbiyə Müəssisəsi),
Лечебное учреждение в пос. Боюк Шор, Баку,
Специализированное лечебное учреждение в пос. Бина.
Учреждения наказания поселкового типа (MƏNTƏQƏ TİPLİ CƏZAÇƏKMƏ MÜƏSSİSƏLƏRİ):
N 1 в Хачмазском районе, с. Гарагурдлу,
N 2 в Гарадагском районе Баку, пос. Гызылдаш,
N 3 в Шабранском районе, село Шарван.
N 4 в Гобустанском районе (женская) .
N 5 в г. Гянджа, пос. Автозаводский,
N 6 в Сумгайыте, пос. Тагиева,
N 7 в пос. Шаган, Баку,
N 8 в пос. Мараза Гобустанского района,
N 9 в Губе.
N 10 в Горанбойском районе, ст. Горан.
N 11 в с. Дилгях Масаллинского района,
N 12 в Баку, пос. Гызылдаш,
N 13, в пос. Локбатан, Баку,
N 14 в пос. Хырдалан.
Пенитенциарная служба и места заключения критикуются международными организациями
Организация World Prison Brief опубликовала рейтинг по количеству заключенных в странах мира. Согласно этому рейтингу, в Азербайджане выросло число заключенных. В рейтинге, включающем 211 стран и суверенных территорий, Азербайджан расположился на 67-й строчке с 21 253 заключенными. Совет Европы в своем годовом отчете о количестве и состоянии заключенных в странах-членах организации в апреле этого года отметил, что в Азербайджане отбывают наказание в общей сложности 21 тысяча 12 заключенных, на каждые 100 тысяч населения приходится 208,7 заключенных. По данным правозащитников, вместимость тюрем в Азербайджане составляет 25 501 человек. Они сообщают, что за 17 лет число заключенных выросло с 17 845 до 21 253 человек.
Европейский комитет против пыток (также Европейский комитет по предупреждению пыток - ЕКПП) осуществляет мониторинг мест заключения в Азербайджане. В 2020 году Комитетом выявлены серьёзные нарушения правил содержания, питания, гарантий прав заключенных. ЕКПП представил рекомендации, но недостатки не ликвидированы, в ряде учреждений зафиксированные недостатки были вновь обнаружены в следующих посещениях инспекторов Комитета (напр. в 4-й женской колонии).
В сравнении с прошлым годами, в 2021 выросло число смертей и самоубийств в местах заключения. В 2021 году зафиксировано 13 самоубийств и 242 случая членовредительства. Отмечен рост числа смертей на 38%.
В ответе ЕКПП сообщается о грубом нарушении прав заключенных. Использование наркотических веществ обрело характер хаоса. В местах заключения наркотики употребляют не только осужденные. Условия гигиены, бани и туалеты в ужасающем состоянии. Бани платные. Без взяток осужденные не могут пользоваться услугами медиков, получать лекарства, продовольствие. Если у осужденного нет денег, он не будет лечиться и нормально питаться. Продовольственные киоски в местах заключения занимаются грабительством, вводят осужденных в долговую зависимость. За взятки осужденные могут получать комфортные условия, отдельную комнату, кондиционер, мебель, телевизор. Осужденные без денег отбывают наказания в тяжелых условиях. Нет даже элементарных подвижек для исправления осужденных. После прекращения срока наказания они становятся более агрессивными и возвращаются в обществе потенциальными преступниками. Несмотря на то, что в законодательстве Азербайджана говорится о человечном отношении к осужденным, в Пенитенциарной службе происходит противоположное, - сказано в отчете ЕКПП (konkret.az).
В отчете Комитета за период 2004-2017 годы говорится:
- Общее впечатление КПП о положении в Азербайджане состоит в том, что пытки и другие формы жестокого обращения со стороны полиции, других правоохранительных органов и армии, а также коррупция в правоохранительной системе в целом и безнаказанность по-прежнему имеют систематический характер, широко распространены и не искореняются. Результаты специального посещения в 2017 году позволяют предположить, что существуют повсеместные проявления насилия со стороны сотрудников различных правоохранительных органов.
Кроме того, существует серьезная проблема безнаказанности и отсутствия должного расследования заявлений о жестоком обращении, а также неэффективные правовые гарантии для заключенных, такие как доступ к адвокату, уведомление о помещении под стражу, доступ к врачу и получение информации о правах.
Несмотря на законодательные реформы и усилия по ремонту старых тюрем и строительству новых, сохраняется проблема перенаселенности в тюрьмах, плохие материальные условия, отсутствие деятельности (особенно для подследственных и пожизненных заключенных), низкий уровень медицинского обслуживания и недостаточное число сотрудников тюрем, низкие зарплаты персонала. Все это усложняет борьбу с коррупцией и предупреждение насилия между заключенными.
Необходимо менять философию системы наказания
С точки зрения Исмаилова, несмотря на улучшения правил и условий отбывания наказания в Азербайджане, за последние годы недостатки и проблемы остаются. Среди них - невозможность всем заключенных работать, чтобы помогать материально семьям и не терять трудовые навыки, социализацию. "Сейчас не говорят об исправительной миссии этих учреждений. Заключенные закрыты в четырех стенах, ничем кроме игры в нарды не заняты. Пенитенциарная система стала местом воспитания молодого поколения преступников. Заключенные не могут самоутвердиться как люди, зарабатывающие для своих семей. Попав за решетку, они становятся иждивенцами, которых кормят их семьи".
В некоторых колониях, созданных в промышленных зонах, используется труд заключенных. Но в таких колониях механизация труда минимальна, на десять работающих заключенных приходится один старый станок. Осужденные изготавливают железные ворота, двери, солдатские кровати... КПД труда заключенных предельно низок, соответственно, невелики возможность зарабатывания денег, - отметил Исмаилов.
Места заключения перегружены. Самые тяжелые условия в этом смысле в женской колонии. Не ликвидируют, несмотря на заявленные планы, не соответствующую европейским стандартам "крытую" Гобустанскую тюрьму для особо опасных преступников. Обещанного запуска в эксплуатацию новой тюрьмы для особо опасных преступников до сих пор нет.
Вместе с тем, отметил правозащитник, введены в эксплуатацию новые корпуса в Шувелянском изоляторе, построен современный следственный изолятор в Шеки. Условия содержания заключенных и подследственных в новых учреждениях лучше, чем в прежних, сохранивших советские тюремные стандарты.
Он особо отметил создание в Минюсте Азербайджана Службы пробации, в которой осужденные отбывают наказания в местах своего жительства, а ограниченные перемещения этих людей контролируются специальными электронными устройствами.
Служба пробации создана указом президента «О расширении применения мер по усовершенствованию деятельности в пенитенциарной сфере, гуманизации политики наказания и альтернативного наказания и процессуального принуждения, не связанных с изоляцией от общества», подписанного 10 февраля 2017 года. Служба пробации Министерства юстиции создана с учетом рекомендации «О правилах Европейской пробации» Совета Европы от 20 января 2010 года, других международных актов, опыта развитых стран, указом главы государства от 7 ноября 2017 года Службе пробации предоставлены полномочия главного управления Минюста.
Внесены изменения в Кодекс исполнения наказаний, в законодательство добавлены положения об обязанностях чиновников, применении электронных средств контроля и пробационной деятельности в процессе исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.
На период февраля 2022 года под надзором Службы пробации находится 42 200 осужденных.
Исмаилов считает, что одной из причин нерешаемости проблем являются карательные представления о задаче наказания в представлениях работников пенитенциарных учреждений, перешедших на службу в Министерство юстиции из колоний и тюрем из состава МВД.
Правозащитник предлагает увеличить возможности трудового воспитания в местах наказания, организовать сельскохозяйственные исправительные учреждения, где осужденные могут зарабатывать сельскохозяйственным трудом, продавая плоды труда на рынок страны.
Исмаилов считает, что проблема заключается еще в том, что Министерство юстиции перегружено многими обязанностями, далекими от задачи наказания и исправления осужденных граждан, поэтому с возложенной на нее миссией не справляется.
Рекомендация ОБСЕ о реформировании мест заключения
Позиция международных организаций относительно предпочтительности той или модели пенитенциарной системы очевидна. ОБСЕ в одном из своих отчетов прямо рекомендовала странам участникам ОБСЕ следующие шаги в реформировании пенитенциарной системы:
те страны-участницы ОБСЕ, которые до сих пор не передали систему исполнения наказаний из компетенции МВД в компетенцию министерства юстиции, должны рассмотреть вопрос о такой передаче в срочном порядке;
те страны-участницы ОБСЕ, которые находятся в процессе передачи властных полномочий от МВД к министерству юстиции, должны продолжить данную реформу для того, чтобы изменить характер, мировоззрение и культуру исправительной службы;
в особенности страны-участницы должны передать властные полномочия по управлению учреждениями предварительного заключения, так как разделение властей между органами, которые содержат обвиняемых и органами следствия наиболее актуально на стадии предварительного расследования;
передача полномочий от МВД к министерству юстиции не должна сопровождаться разделением полномочий между органами управляющими местами предварительного заключения и тюрьмами; необходимо избежать существования двух различных ведомств, так как это создаст риск замедления реформы уголовного правосудия;
структурные изменения в области управления пенитенциарной системой не являются самоцелью, а лишь средством для демилитаризации и демократизации исправительной службы;
роль независимых национальных органов по правам человека, как, например Омбудсмен, должна быть усилена в отношении пенитенциарной реформы; БДИПЧ/ОБСЕ должно совместно работать с этими органами с целью усиления их способностей по мониторингу пенитенциарной системы;
страны-участницы ОБСЕ должны установить эффективную систему для мониторинга по соблюдению прав человека в местах заключения;
страны-участницы ОБСЕ должны предоставить судебной власти полномочия по контролю за пенитенциарной системой и снизить роль прокуратуры в отношении контроля за пенитенциарной системой.
ОБСЕ рекомендует своим государствам-участникам использовать модель организации пенитенциарной системы, которая находится в компетенции Министерства Юстиции.—0—
Написать отзыв