Последнее обновление

(2 часа назад)
Ажиотаж по поводу цен на пшеницу не cтихает. Кому и зачем нужен Государственный зерновой фонд?!

На днях генеральный директор продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) заявил, что по итогам военного конфликта в Украине мировые цены на продовольствие в ближайшем будущем могут повысится на 8-22%. ФАО прогнозирует, что в 2022-23 сельскохозяйственном году в Украине не останется незасеянным 20-30% площадей яровых зерновых культур, и столько же площадей, засеянных озимым зерном, останутся неубранными. Генеральный директор ФАО также заявил, что нынешний конфликт может привести к внезапному и резкому сокращению экспорта пшеницы как из России, так и из Украины. Пока неясно, смогут ли другие экспортеры заполнить этот пробел. Он считает, что запасы пшеницы в Канаде уже на исходе, и как пытались сделать правительства, экспорт из США, Аргентины и других стран, вероятно, будет ограничен. По словам генерального директора ФАО, как минимум, половина стран, получающих более 30% зерна от обеих стран-участниц конфликта, столкнется с продовольственной проблемой. В основном это страны Азии, Африки и Ближнего Востока, многие из которых уже имеют низкий уровень доходов и по всем критериям могут быть отнесены к развивающимся странам. По данным ФАО, общее число недоедающих людей в мире может в этом и будущем году возрасти, как минимум, на восемь миллионов человек. В связи с этим организация просит крупные страны, поставляющие сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, не устанавливать или отменить ограничения на экспорт.

В середине прошлой недели в тренде котировок пшеницы на европейских и американских биржах произошли изменения. Число контрактов на пшеницу стало сокращаться.  В этот период  цена пшеницы в Лондоне упала на 1,5%, в Париже на 6% и в Чикаго на 5,2%. Однако период падения цен на зерновых биржах был недолгим. После однодневного снижения цены на пшеницу повысились в Лондоне на 0,5%, в Париже на 1,2% и в Чикаго на 0,8%.

В Азербайджане за последний год цены на импортную пшеницу повысились на 38,8%, а за последние два года-на 57%. По данным ГТК (Государственного Таможенного Комитета), в январе-феврале 2022 г. в страну было ввезено 150,6 тыс. т пшеницы на сумму в 51,9 млн долларов.  Это больше чем в январе-феврале 2021 года в физическом  весе в 6,7 раз и в стоимостном  выражении в 9,2 раза. Следует также отметить, что в базе данных ГТК такие же запутанные цифрами, как и в статистических данных, предоставленных ГКС (Государственным Комитетом по Статистике). Представьте себе, если в январе-феврале 2021 г., то есть за два месяца, ГКС указал, что объем импорта пшеницы составил 22 290,00 т, а ее статистическая стоимость составила 5 650,13 тыс долларов США. В январе того же года, то есть за  один месяц, количество импортированной пшеницы указано на уровне превысившей показатель последующих двух месяцев на 913,54 тонны (23 203,54 тонны), а  статистическая стоимость - более $250,46 тыс. ($5900,59 тыс.). Возможно ли, чтобы только в январе в страну было импортировано 23 203.54 тонн пшеницы, а в январе-феврале 22 290.00 тонн?! Следует отметить, что ГКС не раз, манипулируя показателями производства, импорта, пытался скрыть отставание в сельском хозяйстве.

Произведенные нами расчеты показали, что за первые 2 месяца 2022 года импортная стоимость 1 тонны пшеницы, ввезенной в страну, составила $ 344,98. Это на 38,8% выше стоимости импорта пшеницы в январе-феврале 2021 года и на 57% выше стоимости импорта в январе-феврале 2020 года. В результате роста цен на импортируемую в страну пшеницу, цены на пшеничную муку выросли. Рост цен на валовую зерновую продукцию также очень серьезно повлиял на цены на продовольственную пшеницу на внутреннем рынке. Проведенные нами исследования показали, что цены на продовольственную пшеницу в регионах за последние 3 месяца повысились более чем на 50%.

12 января этого года Ильхам Алиев в интервью местным телеканалам сказал: «Зерно, пшеница в мире резко подорожали. Основным поставщиком для нас является российская сторона, потому что самую дешевую пшеницу мы закупаем в России. Как цены, так и экспортные пошлины там выросли и продолжают расти. Естественно, мы не могли искусственно удерживать цены на хлеб на прежнем уровне». Следует отметить, что еще в 2000 году был принят закон «О зерне», и в соответствии со ст. 8 этого закона был создан Государственный зерновой фонд. В п. 1 ст. 8 закона говорится, что в целях удовлетворения при чрезвычайных обстоятельствах потребностей потребителей в зерновых продуктах, формирования государственного резерва зерна, выполнения международных обязательств и предотвращения в случае необходимости резких изменений цен на зерновом рынке в Азербайджанской Республике создается Государственный фонд зерна. Как видим, целью создания Государственного зернового фонда в Азербайджане было предотвращение резких колебаний цен на внутреннем зерновом рынке. В соответствии со ст. 10 данного закона предусматривается товарное вмешательство в рынок зерна с целью обеспечения сбалансированности цен. В пункте 4 статьи 9 закона говорится: «Государственные заказчики несут ответственность за формирование предусмотренного объема и ассортимента Государственного фонда зерна и ежегодно в январе представляют в соответствующий орган исполнительной власти отчет о формировании и использовании фонда, а также об обеспечении его финансовыми, кредитными и материальными ресурсами и публикуют отчет в средствах массовой информации». В «Правилах хранения и использования Государственного зернового фонда», утвержденных Кабинетом министров в 2009 году, также предусмотрено, что в целях предотвращения резкого роста цен на пшеницу на внутреннем рынке по решению Кабинета Министров Азербайджанской Республики зерно из фонда может быть реализовано по ценам ниже рыночных. Следует отметить, что Указом Президента от 7 октября 2021 года на базе Агентства государственных материальных ресурсов Министерства по чрезвычайным ситуациям Азербайджанской Республики было создано публичное юридическое лицо «Агентство государственных запасов Азербайджанской Республики» и Государственный зерновой фонд был передан в распоряжение этого агентства.

Отметим также, что Агентство государственных материальных ресурсов Министерства по чрезвычайным ситуациям разместило в средствах массовой информации объявление о том, что для Государственного зернового фонда закупочная цена тонны высококачественной продовольственной пшеницы, произведенной в стране с начала июня 2021 года, составляет 400 манатов, а с 22 августа 2021 года - 500 манатов. Однако до сих пор в средствах массовой информации данные о том, сколько продовольственной пшеницы фонд получил от местных производителей не публиковались. Хотя, как уже отмечалось выше, в соответствии с п. 4, ст. 9 Закона «О зерне» в январе каждого года в средствах массовой информации должен публиковаться отчет соответствующего органа исполнительной власти о формировании и использовании фонда, а также об обеспеченности его финансовыми, кредитными и материальными ресурсами.

По решению Кабинета министров в 2015 году запасы пшеницы Государственного зернового фонда (ГЗФ) были увеличены еще на 250 тыс. тонн и составили 750 тыс. тонн. Именно по этой причине с того времени увеличился объем пшеницы, завозимой из-за рубежа. С тех пор Государственный зерновой фонд начал создавать запасы пшеницы не столько за счет внутреннего производства, сколько за счет пшеницы, импортируемой из-за рубежа. ГЗФ обосновывает это тем, что якобы, производимая азербайджанскими фермерами пшеница, непригодна для помола в муку.  

С другой стороны, Министерство сельского хозяйства утверждает, что местное зерно, особенно пшеница, хорошего качества. Это порождает вопросы. Только на импорт зерна ежегодно из страны выводится 400-500 млн долларов. Такие средства расширяют производство, стимулируют бизнес иностранных фермеров. Из государственного бюджета на сельское хозяйство выделено 943 миллиона манатов. Определенная часть такого количества финансовых средств направляется на развитие зернового хозяйства. Как же получается, что при серьезной государственной поддержке отрасли ежегодно в страну импортируется до 1,4-1,7 млн тонн продовольственной пшеницы? Это больше  количества употребляемой нами пшеницы .  По данным ГКС, в Азербайджане потребление на душу населения зерновых (за исключением риса) и зернобобовых составляет 265  килограммов. Этот показатель в Белоруссии составляет 76, в Казахстане - 96, в Молдове - 141 килограмм. Выходит, азербайджанцы потребляют зерновых (кроме риса) и зернобобовых, в 2,7 раза больше чем казахи, и в 3,4 раза больше, чем белорусы. Не убедительно! Представьте себе, в Азербайджане на душу населения производится 186 килограммов пшеницы и  импортируется 150 килограммов. На человека приходится 330 килограммов пшеницы.  Глава государства Ильхам Алиев в интервью местным телеканалам сказал: «Мы потребляем около 3,3 – 3,4 млн т пшеницы. Всего 2 млн из них производятся в Азербайджане. Остальное мы импортируем». Создается впечатление, что население страны питается исключительно пшеницей. Если в страну было ввезено более 1,3 млн. тонн пшеницы, а производство превысило 1,8 млн. тонн и в ГЗФ  имеется 750 тыс. тонн запаса  пшеницы, то почему цена на пшеницу в стране повысилась на 50%?

Во всех странах продовольственная пшеница, мука, хлеб считаются стратегическими продуктами, имеющими важное социальное значение. Поскольку население Азербайджана потребляет больше хлеба, правительство Азербайджана должно было предотвратить рост цен на пшеницу, муку и хлеб на внутреннем рынке. В п. 1 ст. 8 Закона «О зерне» говорится, что в целях предотвращения резких изменений цен на внутреннем зерновом рынке в Азербайджанской республике создается государственный зерновой фонд. Также, вопреки ст. 4.1 «Правил хранения и использования Государственного зернового фонда», которая предусматривает использование резервной пшеницы «в целях предотвращения резких колебаний цен на зерновую продукцию на внутреннем рынке», рост цен предотвращен не был. Возникают вопросы – для чего и  для кого создан Государственный зерновой фонд? Но, возникают не только вопросы, закрадываются еще и сомнения.

С сожалением должен отметить, что Ильхам Алиев в известном интервью сказал и о том, что «…если я скажу сегодня, что мы можем на 100% обеспечить себя продовольственной пшеницей, то в нынешних условиях это, наверное, будет ошибкой».

DTF yerli fermerlərin istehsal etdikləri buğdanı tədarük etməklə fermerlərin satışla bağlı yükünü asanlaşdırar, onların istehsala maraqlarını artırar. Buğda istehsalı ilə bağlı rəqəmlərin şişirdilməsinə isə heç ehtiyac yoxdur. Bir varı, bir də yoxu gizlətmək mümkün deyil. Məmurlar dilə gətirdikləri qədər buğda istehsal olsaydı, həmin məhsul bazarda olardı. Buğdanın qiyməti bu qədər kəllə-çarxa qalxmazdı.

На самом деле правительство Азербайджана должно стимулировать внутреннее производство. Поэтому Государственный зерновой фонд должен формировать запасы пшеницы за счет продукции  местных  фермеров. В противном случае, не было бы необходимости создания этого фонда. Ведь, предложение пшеницы на мировом рынке всегда превышало спрос. Заготовляя пшеницу, произведенную местными фермерами, ГЗФ  облегчило бы фермерам проблему реализации, повысило бы их заинтересованность в производстве. Нет никакой необходимости в преувеличении цифр, связанных с производством пшеницы. Единственное, что невозможно скрыть, так это бедность и богатство.  Если бы было произведено столько пшеницы, сколько заявили чиновники, эта продукция была бы на рынке. Цена на пшеницу не подскочила бы так сильно.

 

Вахид Магеррамов

Написать отзыв

Обзор рынков

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей