Последнее обновление

(6 часов назад)
Ələsgər Məmmədli.

Ələsgər Məmmədli.

Баку/11.02.21/Turan: Госорганы меньше всего предоставляют сведения о расходовании  бюджетных средств и других финансовых ресурсов. Часто отказываются  отвечать на информационные запросы. Об этом  в интервью азербайджанской службе «Голос  Америки» сказал эксперт в области права медиа Алескер Мамедли.

Исследование под названием: «Информационная открытость госструктур и  ситуация с доступом к информации» подготовлено  по итогам 10-месячного мониторинга свыше 170 сайтов госструктур, включая  81 орган центральной исполнительной власти.

Госструктуры  только в одном случае из трех отвечают на  запросы журналистов, отмечалось в исследовании.  Государственные органы обязаны создавать сайты и размещать там информацию 34 различных видов.

В ходе мониторинга информация, подлежащая публикации, была классифицирована на три  группа – самая раскрываемая, умеренно раскрываемая и мало раскрываемая, сказал Мамедли, комментируя исследование.

Менее всего госорганы раскрывают данные об использовании бюджетных средств и других финансовых средствах, о результатах тендеров. Объем такой информации составляет всего 5% от публикуемой.

Насколько законодательство Азербайджана об информационной прозрачности соответствует международным обязательствам страны? Отвечая на этот вопрос, Мамедли сказал,  когда в 2005 году было принято законодательство об информации, оно в целом соответствовало принятым Азербайджаном обязательствам.  Но позже стали вводится определенные ограничения, связанные с фактами отказа на информационные запросы, сужением законных  рамок для разглашения информации.

Это неприемлемо с точки зрения международных обязательств страны, особенно с учетом конвенций. При этом, контроль за обеспечением прав граждан на информацию передан институту уполномоченного по правам человека, который за 8 лет после этого никаких реальных шагов не предпринял.

 На вопрос нужно ли создавать в Азербайджане институт омбудсмена по информационным вопросам Мамедли ответил так: «Думаю, что да. Это уже  было предусмотрено в  законодательстве.  Исключение этой нормы из закона в  2012 году было неправильно. Ибо уполномоченный по правам уже  имеет широкий круг полномочий.  Возложение на него дополнительных обязанностей в конкретной области не соответствует его профилю или рабочей нагрузке».

На сайтах ведомств есть разделы обращения граждан и нет форм подачи электронных запросов. Однако это совсем разные вещи.  Обращение может быть заявлением, просьбой об оказании каких-то услуг и ответ на него дается в течение 30 дней.

Информационный запрос требует ответа по конкретной запрашиваемой теме, который должен быть дан в течение 7 дней.  «В ходе мониторинга мы направили запросы в 56 структур и получили полные ответы только от 15, то есть 265. На остальные запросы ответов не было», - сказал Мамедли.

Был случай, когда журналист обращался с запросом в Исполнительную власть Кюрдамирского района. После этого было нападение на его семью. Впоследствии главу этого района арестовали  по обвинению в коррупции.

Когда журналисты обращаются в суды с жалобами на отказ в ответе на запросы, они сталкиваются с давлением. В целом, суды выносят решения в пользу госорганов. В единичных случаях суды удовлетворяют иски и одним из таковых было решение суда, обязавшего госорган  ответить на запрос агентства Turan, отметил Мамедли.—16D06-

 

Написать отзыв

Политика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей