Ситуация на Южном Кавказе в области прав человека претерпела за последние полгода определенные изменения, которые привнесла выборная тематика трех стран региона - Азербайджана, Армении и Грузии.
Если парламентские выборы в Грузии осенью прошлого года принесли региону первый опыт демократической смены власти, то в Армении февральские выборы президента стали очередным безальтернативным фарсом, разве что запомнившимся покушением на одного из кандидатов. Азербайджан, который еще не вошел в стадию предвыборной кампании, но уже с начала года ощутил толчки общественной активности задолго до октябрьского голосования.
Ситуация отслеживается экспертным сообществом региона, которые обсудили в среду в Баку широкий круг вопросов в рамках семинара "Права человека, демократия и конфликты на Южном Кавказе" в азербайджано-грузинском двухстороннем формате.
Питер Бэйтмен, глава дипмиссии Великобритании, которая поддержала этот проект Хельсинкской Гражданской Ассамблеи, заявил, что для ЮК мирный процесс нелегкий, но важный и незаменимый путь, как это имело место в ольстерском конфликте. Он вторил послу США Ричарду Морнингстару, который обозначил важность общественного диалога в трех странах региона с целью успешного продвижения политических реформ.
Все три страны втянуты в межэтнические, межгосударственные конфликты, накладывающие отпечаток на состояние демократии, прав человека и свобод, которые оставляют желать лучшего. Даже Грузия президента Саакашвили, которая, как государство, видится для многих в Азербайджане и Армении маяком демократии, была представлена правозащитницей Наной Какабадзе как тюрьма народов. Какабадзе огласила пятикратный рост числа заключенных в тюрьмах до 23 тыс. человек за время правления Саакашвили и расширение элитарной коррупции.
Недовольство грузинских правозащитников азербайджанские участники семинара посчитали завышенными. Депутат Фазиль Мустафа заметил, что уже сам факт мирной смены власти путем прозрачных выборов говорит о наличии демократии в этой стране.
В Грузии выше степень плюрализма и доступ общественных групп к СМИ и интернет, менее открыто информационное пространство Армении, но и оно выглядит более свободным на фоне государственного контроля над прессой в Азербайджане. Например, новую невиданную инициативу для стран региона проявил подконтрольный правительству Совет прессы Азербайджана, который выступил с инициативой о введении контроля над интернет, якобы, в целях саморегулирования и защиты общественных интересов.
По мнению председателя меджлиса движения РЕАЛ Эркина Гадирли, для утверждения истинных демократических систем в странах региона в первую очередь необходимо сформировать широкий слой собственников, готовых отстаивать свои интересы, а не какие-то отвлеченные понятия.
Но все же, без демократии решить проблемы региона и в первую очередь конфликты, невозможно, считает руководитель Южно-Кавказского института региональной безопасности Александр Русецкий. Он предложил рассматривать права человека и конфликты в комплексе и в более широком региональном аспекте - в рамках Черноморско-Каспийского Бассейна и с участием в диалогах субъектов конфликтов.
"Однако политические системы трех стран вряд ли способны решить рассматриваемые вопросы, - сказал Фазиль Мустафа. - Их могут решить свобода предпринимательства, которая способна сформировать такие сильные экономические связи, которые отодвинут на второй план политические претензии и интересы".—0—
Написать отзыв