Последнее обновление

(10 часов назад)
Loïc Venance/AFP/Getty Images

Loïc Venance/AFP/Getty Images

Вопрос таков: При проведении 19 сентября  23-часовой антитеррористической операции (АТО)  в некоторых близлежащих населенных пунктах, а также по стране   были введены ограничения на оказание телекоммуникационных услуг. Насколько законно то, что они, несмотря на  2-недельную давность,  все еще не отменены?

Обеспечение территориальной целостности и государственного суверенитета Азербайджана –  наиболее чувствительные вопросы для абсолютного большинства его граждан. Напомним, что ярому  сепаратизму, массовым казням, насильственному изгнанию из родных очагов, оккупации – всему, что Армения начала проводить против нашей страны и народа 35 лет назад, был нами положен конец в 2020 году 44-дневной Отечественной войной.

Однако  остающиеся в течение последних 3-х лет на подконтрольной  российским миротворцам территории армянские фиктивные  организации и незаконные военные  формирования продолжали  свою  преступную деятельность, систематически осуществляли вооруженные провокации и террористические акты, что не давало возможность полностью восстановить наш суверенитет над всем регионом  Карабаха. Но,   наконец, 19 сентября с.г. и этот вопрос был успешно решен благодаря проведенной нашей армией 23-часовой антитеррористической  операции, вошедшей в историю как самая короткая военная акция.

Так,  19 сентября в 13. 22 Азербайджан официально объявил  о  том, что  приступил к антитеррористическим мероприятиям локального характера с целью пресечения широкомасштабных провокаций в Карабахском экономическом районе, разоружения и вывода формирований вооружённых сил Армении, нейтрализации их военной инфраструктуры, обеспечения безопасности мирного населения, вернувшегося на освобождённые от оккупации территории и  восстановления конституционного строя Азербайджанской Республики (https://mod.gov.az/ru/news/soobshenie-ministerstva-oborony-azerbajdzhanskoj-respubliki-49349.html). А в 13. 00 20 сентября было так же официально сообщено о  капитуляции сепаратистских  армянских вооруженных формирований.

И во время проведения 23-часовой АТО  «официально» были объявлены  и  введены  во всей стране определенные ограничения доступа к социальной сети ТикТок и без официального объявления в регионах была приостановлена работа Интернета или затруднен доступ в мобильный Интернет, и все эти меры все еще не сняты.

1. Распространенные официальными медиа [1] и примененные по всей стране названные ограничения были объявлены Службой электронной безопасности (СЭС) при Министерстве цифрового развития и транспорта:

"С 19 сентября на территории Азербайджана введены временные ограничения  в работе  социальной сети TikTok. Служба электронной безопасности при Министерстве цифрового развития и транспорта призывает граждан соблюдать при обмене информацией в  социальных сетях  требования законодательства Азербайджанской Республики и  правила и условия, установленные администрацией  социальных сетей» ”[2].

Однако почему-то официальная  госструктура не разместила данное  предупреждение на своем Интернет-сайте, хотя это является строгим требованием статей 9, 29, 32, 33 Закона Азербайджанской Республики «О доступе к информации» [3]. Небезынтересно, что последнее обращение  к  гражданам (по другому поводу) на этом официальном ресурсе данной организации датируется 21 июня 2023 года.

Из неразмещенного на официальном сайте объявления министерства следует, что доступ к социальной сети ТикТок со всех провайдеров и операторов по всей стране временно ограничен административным органом  без соответствующего  судебного решения.

Однако нет никакой официальной информации о том, по какой причине, на каких легитимных  основаниях и в рамках каким законом предоставленных полномочий   было установлено  ограничение.

Согласно Статье  2.0.1 Закона Азербайджанской Республики «Об административном производстве» [4], Служба электронной безопасности при Министерстве цифрового развития и транспорта является административным органом, и  принятое им «Постановление о временном ограничении работы социальной сети ТикТок» представляет собой   акт нормативного характера (админстративный акт) .

А в Статье 4.3. Конституционного Закона «О нормативных правовых актах»  [5] говорится, что «акты нормативного характера  должны приниматься на основании соответствующего нормативного правового акта и опираться на его соответствующую норму». То есть, решение о временном ограничении работы социальной сети ТикТок, принятое  без соответствующего судебного постановления,  следовало представить обществу с ясным указанием на то, на основе какой статьи какого  закона,  какого пункта какого Указа данное ограничение  было применено.

С правовой точки зрения, в каких случаях и с какой формальностью  подобное  ограничение может быть введено?

По логике, будь это ограничение применено просто на основании проведения АТО, тогда оно было бы предусмотрено принятым в 1999 году Законом Азербайджанской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности» [6] или Законом Азербайджанской Республики «О борьбе с терроризмом» [7]. Однако ни в одном из названных законов не предусмотрено установление каких-либо подобной формы ограничений телекоммуникационных услуг  на всей территории страны, контроля над информационными ресурсами Интернета, блокировка социальных сетей или прекращение доступа в Интернет вовремя осуществления АТО в определенном регионе страны или оперативно-розыскной работы – в стране в целом.

Принятый в 2005 году Закон Азербайджанской Республики «О телекоммуникации» [8] также не предоставляет подобные полномочия или основания для какого-либо «соответствующего органа исполнительной власти».

И только в Статье [9] 1.0.3 Закона Азербайджанской Республики «О военном положении» предусмотрено, что при объявлении военного положения вводится военная цензура, а во время применения особого военного режима  устанавливается контроль над информационными ресурсами Интернета. В Конституции расписаны  особые формальные правила введения военного положения. Но в рамках АТО 19 сентября военное положение не объявлялось и не применялось. Стало быть, с правовой точки зрения, установление указанных ограничений на подобном   основании  невозможно.

Второе предположение связано с установлением данного ограничения в рамках мер по предотвращению размещения на информационных Интернет-ресурсах запрещенной к  распространению информации,  которые в 2017 году были с шумом-гамом  приплюсованы к Закону Азербайджанской Республики "Об информации, информатизации и защите информации" [10].

В Статье 13-3.1 названного закона говорится о том, что при  непосредственном выявление случаев размещения в Интернет-ресурсе запрещенной к распространению информации или установлении этого обстоятельства на основании доказанных фактов, полученных от физических, юридических лиц или государственных структур, соответствующий орган исполнительной власти  должен сделать письменное предупреждение владельцу информационного Интернет-ресурса и его доменного имени и хост-провайдеру.

Предупреждение должно содержать:  сведения о запрещенной законодательством к распространению информации; требование  удалить соответствующую информацию с информационного Интернет-ресурса или ограничить доступ к информационному Интернет-ресурсу или его соответствующей части; предусмотренные законом основания  для такого требования, а также осведомление о мерах, которые будут приняты в случае  неисполнения соответствующего требования в указанные сроки.

Дело в том, что если подобные случаи выявлены и предупреждения сделаны, а запрещенная законом к распространению информация не удалена с информационного Интернет-ресурса в течение 8 часов с момента предупреждения или же доступ к этому ресурсу или его надлежащей части не ограничен, соответствующий орган исполнительной власти должен обратиться  в районный (городской) суд с заявлением о необходимости  удаления информации из  информационного  Интернет-ресурса или об ограничении доступа к последнему или или к его адекватной  части.

В качестве исключения в Статье 13-3.3 Закона указывается : «При необходимости  принятия  неотложных мер в случаях возникновения угрозы охраняемым законом государственным и общественным интересам либо при наличии реальной опасности для жизни и здоровья людей, доступ к информационному Интернет-ресурсу или его надлежащей части временно ограничивается на основании постановления соответствующего органа исполнительной власти». Еще одно из требований закона заключается в том, что в этом случае данный орган одновременно обращается также в суд с просьбой ограничить доступ к информационному ресурсу Интернет или его соответствующей части.

В случае если основанием для временной блокировки социальной сети ТикТок явилось «Возникновение угрозы охраняемым законом государственным и общественным интересам и необходимость  принятия  неотложных мер», то сведения о том, кто выявил запрещенную к распространению информацию и о ее конкретном содержании, а если эти сведения поступили из другой госструктуры или лиц, то – вместе с их обоснованным изложением должны    параллельно  быть представлены суду.  Причём стороной, исполняющей эти действия, должна быть не Служба электронной безопасности, а непосредственно само министерство. Согласно пункту 2.3 Указа  Президента Азербайджанской Республики «О реализации Закона Азербайджанской Республики “Об информации, информатизации и защите информации”» [11], Министерство цифрового развития и транспорта Азербайджанской Республики осуществляет требования Cтатьи 13-3.3 Закона.

Кроме того, в «Положении о Службе электронной безопасности при Министерстве цифрового развития и транспорта Азербайджанской Республики», утвержденном Указом Президента Азербайджанской Республики от 5 марта 2013 года № 833  [12], среди правомочий и обязанностей этой структуры  нет полномочий и задач блокировки какого-либо  информационного Интернет-ресурса или  обращения в суд с  соответствующим заявлением.

Все это говорит о том, что как с точки зрения  правовой юридической обоснованности, так и в процессуальном отношении приемлемость (предусмотрение) принятия   мер по временному ограничению доступа в социальную сеть ТикТок не соответствовало законодательству, и  для продолжения их применения нет законных оснований.

2. Что же касается ограничения, веденного в регионах без официального объявления, то, по неофициальным данным, в основном это имеет место в виде  приостановки предоставления Интернет-услуг абонентам фиксированного Интернета и наложения  ограничений на мобильный Интернет  пользователей последнего  в  Агдамском и Физулинском районах.

При этом, хотя ни официальные структуры, ни пресса открыто не указывают на  ограничительные меры, на практике проживающие в этих регионах граждане, вопреки  тому, что АТО завершилась  2 недели  назад, лишены доступа  в Интернет, несмотря на внесенную ими предоплату. В названном регионе Интернет отключен полностью. Некоторые операторы и провайдеры пытаются в приведенной в конце статьи форме связать ограничения  с  «техническими причинами», но в телефонных разговорах признаются, что это – «специальное указание».

В результате произвольно, то есть без какого-либо легитимного  юридического основания тотально ограничивается доступ граждан к информации и тем самым – их  закрепленное в Конституции право на свободу получения информации.

Структуры, ответственные за официальную государственную политику в этой сфере, особенно Министерство цифрового развития и транспорта, бездействуют, а  контролируемые им или получившие от него лицензию Aztelekom, Azercell, Bakcell, Narmobil и другие операторы и провайдеры, открыто злоупотребляя  тем, что целостность территории и суверенитет  государства являются высшими ценностями для его граждан,  продолжает нарушать их права. Подобное лишение граждан пользования Интернетом в части региона представляет собой также проявление региональной дискриминации и  совершенно   неприемлемо.

 


[1] https://azertag.az/xeber/azerbaycan_erazisinde_tiktok_sosial_sebekesinin_fealiyyetine_muveqqeti_mehdudiyyet_tetbiq_edilib-2753728

[2] https://apa.az/infrastruktur/azerbaycanda-tiktokun-fealiyyeti-mehdudlasdirilib-resmi-786484

[3] “İnformasiya əldə etmək haqqında “Azərbaycan Respublikası Qanunu, https://e-qanun.az/framework/11142

[4] “İnzibati İcraat haqqında” Azərbaycan Respublikası Qanunu, https://e-qanun.az/framework/11254

[5] “Normativ Hüquqi aktlar haqqında” Konstitusiya Qanunu, https://e-qanun.az/framework/21300

[6] “Əməliyyat-axtarış fəaliyyəti” haqqında Azərbaycan Respublikası Qanunu, https://e-qanun.az/framework/2938

[7] “Terrorçuluğa qarşı mübarizə” haqqında Azərbaycan Respublikası Qanunu, https://e-qanun.az/framework/3855

[8] “Telekommunikasiya haqqında” Azərbaycan Respublikası Qanunu, https://e-qanun.az/framework/10663

[9] “Hərbi vəziyyət haqqında” Azərbaycan Respublikası Qanunu, https://e-qanun.az/framework/35170

[10] “İnformasiya, informasiyalaşdırma və informasiyanın mühafizəsi haqında “Azərbaycan Respublikası Qanunu, https://e-qanun.az/framework/3525

[11] “İnformasiya, informasiyalaşdırma və informasiyanın mühafizəsi haqqında” Azərbaycan Respublikası Qanununun tətbiq edilməsi barədə Azərbaycan Respublikası Prezidentinin Fərmanı,https://e-qanun.az/framework/3605

[12] Respublikası Prezidentinin 2013-cü il 5 mart tarixli 833 nömrəli Fərmanı ilə təsdiq edilmiş Azərbaycan Respublikasının Rəqəmsal İnkişaf və Nəqliyyat Nazirliyi yanında Elektron Təhlükəsizlik Xidməti haqqında Əsasnamə, https://e-qanun.az/framework/25375

Написать отзыв

СМИ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей