Последнее обновление

(1 час назад)
shutterstock.com

shutterstock.com

На заседании Милли Меджлиса, состоявшемся 5 декабря были приняты в третьем чтении, предлагаемые в Налоговый Кодекс изменения. Согласно законопроекту, с 2024 года в Азербайджане микропредприниматели имеющие среднемесячное число наемных работников менее 3-х и задолженность по взносам на обязательное государственное социальное страхование, будут платить налог с доходов не 5%, а 20%. Иначе говоря, к ним 75%-ная налоговая льгота применяться не будет.

Отметим, что согласно Налоговому Кодексу, действовавшему ранее, 75% прибыли индивидуальных предприниматели, являющиеся субъектами микропредпринимательства, ведущих учет доходов и расходов, были освобождены от налога на прибыль от предпринимательской деятельности.

Согласно предложенному изменению, от налога на прибыль будут освобождены 75% прибыли от предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами микропредпринимательства, среднемесячная численность наемных работников которых  не менее 3 человек и не имеющих задолженности по взносам на обязательное государственное социальное страхование.

Как эти изменения повлияют на микропредпринимателей?

Об этом ASTNA рассказывает эксперт по финансовым вопросам, юрист Акрам Гасанов.

* * *

Вопрос: Поправки в Налоговый Кодекс предусмотренные в отношении субъектов микропредпринимательства предусматривает 4-хкратное повышение налогов. Можно ли это расценить как ликвидацию субъектов микропредпринимательства?

Ответ: Да. С одной стороны, был утвержден Кодекс Конкуренции. С другой стороны, из строя выводится частично конкурентоспособное микропредпринимательство.

Вопрос: Согласно новому изменению, субъекты микропредпринимательства смогут воспользоваться льготой при условии сохранения не менее 3 дополнительных сотрудников. Возможно ли, сохранение всеми микропредпринимателями 3 дополнительных сотрудников?

Ответ: Конечно же, нет. Чистая прибыль микропредпринимателя, в соответствии с самой сутью микропредпринимательства, невелика. Как правило, это индивидуальный предприниматель. Как ему содержать трех сотрудников? Этим исключением авторы проекта словно забавляются с народом.

Вопрос: К примеру,  микропредприниматель с ежемесячная прибыль которого 500 манатов должен будет платить, включая социальное обеспечение и обязательное медицинское страхование, налоги в размере 200 манатов. Это уже означает потерю 40% прибыли. Где выход из этой ситуации?

Ответ: В данном случае выход лишь в том, чтобы президент наложил вето на принятый закон. Если это не произойдет, то микропредпринимательство исчезнет, процесс концентрации экономики страны ускорится. Крупные холдинги распоясались настолько, что хотят прибрать к рукам любую сферу, даже самый маленький бизнес.

Вопрос: Ряд микропредпринимателей работает на основании договора оказания услуг и не имеет права нанимать дополнительных работников. Например, журналисты, работающие на основе служебных договоров,  работники сферы обслуживания, какие у них  будут налоговые обязательства? Как к ним может быть применено использование льгот?

Ответ: Нет никаких исключений. Медиа-бизнес ожидает та же участь.

Вопрос: Не увеличивает ли 4-хкратный рост налогового бремени субъектов микропредпринимательства риск уклонения от налогов?

Ответ: Попытки уклонения от уплаты происходят и без этого. Их может стать больше, но не намного.   Потому, что параллельно ужесточается и налоговое администрирование.

Вопрос: Может ли такой подход привести к росту нелегального предпринимательства?

Ответ: Скорее всего нет. Потому что, как уже было сказано, параллельно ужесточается и налоговое администрирование. Вообще-то, самое негативное нововведение проекта вовсе не уничтожение микропредпринимательства. Наиболее серьезной проблемой является закрепление в статье 16.1.11-14 Налогового Кодекса следующей обязанности налогоплательщика: "При проведении хозяйственных операций, с целью проверки деловой репутации, финансового состояния, наличия соответствующих товаров в их законном владении, наличие легально находящихся в собственности товаров, а также соответствующих работников и иных ресурсов, знаний и навыков для выполнения работ и услуг получать от налогоплательщиков, предоставляющих ему товары (работы, услуги), соответствующие подтверждающие документы".  То есть один предприниматель должен контролировать другого, с которым сотрудничает. Фактически налоговый орган перекладывает свою работу  на бизнес. Например, предположим, что медиа-организация покупает канцелярские товары. До этого она должна выяснить финансовое положение продавца, где и как он приобрел покупаемый товар, достаточно ли у него сотрудников для деятельности и т. д. и т. п.  Одним словом, необходимо провести «due diligence»  (юридическую экспертизу). То есть все должны быть детективами. Потому что получить исчерпывающую информацию по этим данным законным способом, напрямую невозможно. Вы не можете доверять и документации компании, с которой сотрудничаете: а вдруг она вас обманывает?! Словом, если завтра окажется, что компания, у  которую Вы покупаете ручки и блокноты, находится в черном списке налогового органа, вам тоже сделают замечание. Например, скажут, что якобы Вы совершили безтоварную операцию, поэтому придите и уплатите дополнительный налог.  Вообще-то, эту работу в полном объеме не может проводить даже средний бизнес. Для этого нужно содержать уйму дополнительных работников.  Значит, постепенно малый и средний бизнес тоже попадет в черный список и исчезнет. Налоговый орган к месту или не к месту будет придираться к ним. Собственно он уже делает это. А после этого уже будет формальное основание.  В итоге в стране останется только крупный бизнес.  Поэтому это и является самым страшным  нововведением. С этим нововведением в стране будет уничтожен и оставшийся нормальный бизнес.

Вопрос: Можно ли в этой сфере применить более точные критерии?

Ответ:  При здравом подходе, конечно, это возможно.  Однако существует системная проблема.  Развитие предпринимательства должно поддерживаться Министерством экономики. Но самым мощным органом в его составе является налоговая служба, основной задачей которой является пополнение бюджета. Поэтому министерство действует в условиях конфликта интересов и фактически парализовано. С таким министерством добиться чего-либо невозможно.

Вопрос: Велико ли налоговое бремя субъектов микропредпринимательства в соседних странах? Какие стимулирующие шаги предпринимаются для развития микропредпринимательства в этих странах?

Ответ: Как правило, их налоговое бремя , отчетность и т.д. это очень просты  и легки. Да, некоторые злоупотребляют этим и уклоняются от уплаты налогов. Но на фоне развития экономики страны это не имеет значения. И у нас главная цель изменений не в том, чтобы предотвратить уклонения от уплаты налогов, а в том, чтобы способствовать монополизации. Представьте себе, ответственные должностные лица структур, отвечающих за экономическое развитие, являются близкими родственниками руководителей крупных холдингов. Поэтому, пасуя друг другу , они служат нет народу и государству, дальнейшему росту крупного олигархического бизнеса.

4 отзыв

Написать отзыв

Финансы

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей