Khudaferin Bridge on the Azerbaijani-Iranian border (presumably, XII—XIII centuries)
Срок особого карантинного режима продлили до 1 июля. Согласно постановлению, подписанному премьер-министром Али Асадовым, в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) и возможных осложнений, срок особого карантинного режима на территории Азербайджана продлен до 06:00 1 июля 2023 года.
Между тем, посольство Азербайджана в Турции обратилось к своим гражданам, обучающимся в Турции. В обращении говорится, что в связи с принятым решением об обучении в Турции во втором семестре в дистанционной форме, граждане Азербайджана, которые в настоящее время обучаются в этой стране и члены их семей (отец/мать, муж/жена, дети) могут въезжать в Азербайджанскую Республику через сухопутные границы до 10 мая 2023 года, предъявив студенческий билет.
Но почему сухопутные границы не открываются для всех граждан?
На вопросы ASTNA касающиеся этой темы отвечает экономист Рашад Гасанов.
* * *
Вопрос: Почему продлевается карантин, не открываются сухопутные границы? Ккакова цель? По более распространенной версии, правительство делает это в целях безопасности. Насколько реалистична эта версия?
Ответ: Сегодня все перечисленные факторы в той или иной форме побуждают правительство держать сухопутные границы закрытыми. Каждый из них может сам по себе оказать какое-то влияние на принятие решения. Но думаю, что приоритетной является проблема безопасности. Не исключено, что под предлогом безопасности границы закрыты из-за проблем, о которых возможно мы не знаем. Наблюдая за действиями и политикой правительства, я пришел к выводу, что оно, по всей вероятности, не желает в нынешних условиях открытых сухопутных границ с Ираном. А раз так, то приходится держать закрытыми границы и с другими странами. Потому, что правительство не желает проявления в своей политике особого отношения к Ирану. Насколько я понимаю, именно этот фактор играет здесь главенствующую роль. На принятие этого решения, естественно в той или иной мере, косвенное влияние оказывают и другие вопросы.
Вопрос: Как влияет закрытие сухопутных границ на экономику Азербайджана? Это влияние положительно? Если это влияние негативно то почему правительство с таким упорством держит их запертыми?
Ответ: Естественно, экономические последствия сохранения сухопутных границ закрытыми довольно неоднозначны. Прежде всего, это оказывает влияние на условия жизни людей, проживающих в приграничных районах. Поскольку свыше миллиона человек, проживающих в приграничных районах, вели торговлю через сухопутные границы. В частности южный регион с Ираном, западный с Грузией, а северный с Россией. Доля средств, полученных от этой деятельности в доходах населения этих регионов была существенной. Вот уже более двух лет, почти три года эти границы закрыты, что косвенно в значительной мере сокращает доходы упомянутых социальных групп. Прежде всего следует учитывать этот момент. Но в то же время, подавляющее большинство населения страны так или иначе получали косвенно выгоду от сухопутных границ. С точки зрения управления семейным бюджетом. Так, эти люди могли более эффективно распоряжаться своим семейным бюджетом при ограниченных ресурсах, привозя с грузинского рынка определенные товары по более низкой цене, особенно оборудование, необходимое для ремонта автомобилей, техники или услуги, а также получая на иранском рынке медицинские услуги или товары повседневного пользования.
Вопрос: Грядет туристический сезон. Правительство Азербайджана считает туризм одной из приоритетных сфер. В Азербайджан туристы прибывают чаще воздушными путями, чем через сухопутные границы. Может быть, правительство не открывает сухопутные границы с целью предотвращения потока местных туристов в соседние страны, а также оттока денежных средств? Чтобы местные туристы приносили доход местным объектам, и прекратился поток валюты в зарубежные страны. Возможно ли это?
Ответ: Не случайно, что около 70% выезжающих из Азербайджана за границу пользовались сухопутными границами. Из 100 туристов, прибывающих в страну в период до пандемии, примерно 60 использовали сухопутную границу. Туристы, использовавшие сухопутную границу, были в основном российского, иранского и грузинского происхождения. Поскольку эти возможности в настоящее время ограничены, то наблюдается значительное сокращение численности, прибывающих в Азербайджан, из упомянутых стран. Рынок Грузии и Ирана, в частности, реагирует на это очень серьезно. Из 100 туристов, прибывших в Азербайджан из Грузии до пандемии, около 93 в разные годы использовали исключительно сухопутную границу. Эти рынки являются рынками с низкой покупательной способностью, и их возможности для поездок в Азербайджан значительно ухудшились, особенно в условиях, когда не обеспечена оптимизация цен на воздушном транспорте и не налажены услуги перевозки пассажиров бюджетным воздушным транспортом. То есть, если до пандемии грузинские туристы, приезжающие в Азербайджан, тратили в среднем $300, то сегодня $300 долларов приходится тратить только на авиаперевозку. Это, естественно, ограничивает возможность выбора ими Азербайджана. Это в конечном итоге проявляется и в цифрах. Азербайджан сегодня понес серьезные убытки в этом направлении. Естественно, это в то же время ограничивает граждан Азербайджана в выборе места отдыха. То есть традиционный азербайджанский турист тоже не является состоятельным туристом, его покупательная способность невысока, и возможность пользоваться туристическими услугами других стран в соответствии со своими вкусами, используя дорогостоящие услуги воздушного транспорта, ограничена нынешними условиями.
Вопрос: Что Вы предлагаете?
Ответ: Предложение в сущности очень простое. Вопросы безопасности должны решаться органами безопасности страны. Экономика должна быть избавлена от ограничений. В том числе должны быть открыты сухопутные границы, потому что у нас экономика и без того закрытая. Из ряда фундаментальных направлений только открытая сухопутная граница в определенном смысле привносила на этот рынок посредством приграничной торговли в той или иной форме дополнительную мобильность, оживление. Теперь это тоже ограничено. Всемирная организация здравоохранения также сообщает, что процесс, связанный с пандемией, уже завершен. В этих условиях правительство должно, приняв меры безопасности, как можно скорее открыть границы. Закрытие границ с точки зрения обеспечения безопасности не является решением для долгосрочной перспективы.
Написать отзыв