«Тертерское дело»: О какой справедливости может идти речь, если генералы не будут привлечены к ответственности?
Начался судебный процесс по уголовному делу группы военнослужащих четырех фигурантов «Тертерского дела», обвиняемых в применении пыток. В Сумгайытском судебном комплексе на первом заседании Бакинского военного суда в производстве, которого находится это дело, обнаружились любопытные детали.
Отметим, что в Бакинский военный суд направлено и передано в судебное производство дело трех групп, следствие по которым уже завершено. 14 марта прошло подготовительное заседание по уголовному делу 4 обвиняемых – военнослужащих N-ской военной части Рустама Алескерова, Рамиля Гараева, Вусала Алескерова, Рашида Нифталиева.
Потерпевший Рафаил Эмчиев заявил в своем ходатайстве, что организаторы страшных преступлений остались в стороне. Другой потерпевший, Эльмин Оруджев выступил с ходатайством о привлечении к уголовной ответственности начальства корпуса, в где устраивались ужасные пытки: «По данному делу следствие не велось объективно и детально. Организаторы этих пыток на свободе. Бекир Оруджев был арестован, но командиры корпуса, где применялись пытки, командир корпуса генерал-лейтенант Маис Бархударов и бывший командир корпуса генерал-майор Хикмет Гасанов не были привлечены к ответственности, не были допрошены и с ними не была произведена очная ставка. Это уголовное дело до конца не расследовано».
Почему до сих пор не привлечены к следствию вышеназванные генералы и высокопоставленные чиновники, причастные к совершению этого преступления?
На вопросы ASTNA, касающиеся этой темы отвечает заместитель председателя Центра исследований против пыток, правозащитник Насир Алиев.
* * *
Вопрос: Правы ли потерпевшие, требующие в суде привлечения к следствию генералов?
Ответ: Следовало ожидать, что потерпевшие потребуют в суде привлечения к следствию генералов. Потому, что потерпевшие предъявляли требования и подавали ходатайства по некоторым вопросам перед вновь созданным следственным органом в Генеральной прокуратурой. Одним из их главных требований был именно арест высокопоставленных офицеров, замешанных в этом деле.
Полагаю их требование совершенно справедливо. И речь должна идти не только о Хикмете Гасанове и Маисе Бархударове. Все лица, чьи имена упоминаются в этом уголовном деле, а также ответственные за эту сферу должностные лица Министерства обороны, должностные лица Военной Прокуратуры, проводившие расследовавшие этого дела в 2017 году, врачи, давшие ложное заключение, и судьи, председательствующие в процессе по этому делу, должны быть привлечению к судебному расследованию.
Вопрос: Кто покровительствует Маису Бархударову и Хикмету Гасанову, имена которых упоминаются в ходе судебного процесса, а также другим высокопоставленным чиновникам, причастным к этому делу? Почему их защищают?
Ответ: Потерпевшие в своих показаниях, в медиа упоминали Закира Гасанова, Ханлара Велиева и прочих высокопоставленных лиц. То, что эти люди не отстранены от должности, создает для них возможность защищать подсудимых.
Высокопоставленные чиновники, виновные или несущие ответственность за совершение этого преступления, но до сих пор не привлеченные к ответственности, защищая, привлеченных к ответственности, в сущности, защищают самих себя.
Вопрос: Возможно ли привлечение к следствию Маиса Бархударова, Хикмета Гасанова, а также других, причастных к этому делу, высокопоставленных персон? Что произойдет в противном случае?
Ответ: Следствие продолжается. Поэтому мне не хотелось бы заранее высказывать какое-либо мнение. Однако новое следствие идет уже 1 год и 3 месяца. И то, что за это время генералы, за исключением Бекира Оруджева, не привлекались к ответственности вызывает у потерпевших и в обществе беспокойство. В любом случае Хикмет Гасанов и Маис Бархударов должны быть привлечены к ответственности. Потому что в возглавляемых ими корпусах произошло преступление со смертельным исходом. Степень их ответственности станет ясна тогда, когда они будут привлечены к следствию. О какой справедливости может идти речь, если они не будут привлечены к ответственности? Если они не будут привлечены к ответственности, то последуют новые обращения в суды. В случае, если местные суды не дадут ожидаемых результатов, то есть если справедливость не будет восстановлена, тогда последуют обращения в Международные Суды.
Вопрос: Что нужно сделать, чтобы полностью раскрыть это дело? Какие шаги следует предпринять? Что можно сделать, чтобы и справедливость восторжествовала, и не уронить авторитет армии?
Ответ: Для полного, всестороннего и справедливого разрешения этого дела в первую очередь должна быть проявлена политическая воля. Если политическое руководство не проявит воли, объективное решение этого дела невозможно. Потому что было бы, по крайней мере, наивно надеяться на суды, которые вели ”Тертерское дело". Но, если справедливость не восторжествует, то борьба, которую мы вели 5 лет, продолжится. Это необходимо, чтобы смыть пятно как с армии, так и с народа Азербайджана. Армия - это становой хребет государства. Любое лицо, допустившее произвол, коррупцию в армии, должно быть наказано. То, что произошло в Тертере и прилегающих районах, является преступлением, рассчитанным на уничтожение и дискредитацию армии. А уничтожение и дискредитация армии означает подрыв авторитета государства. Именно по этой причине это уголовное дело должно быть тщательно и объективно расследовано до конца.
Написать отзыв