Последнее обновление

(5 часов назад)
«Военное строительство ведется в ошибочном направлении»

Согласно подписанному Президентом Ильхамом Алиевым 6 сентября указу «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в области медицинского освидетельствования граждан, подлежащих срочному действительному воинскому призыву», с 1 июля 2024 года в Азербайджане будет проводиться проверка годности граждан к военной службе, причем, не Государственной службой по мобилизации и призыву, а Министерством Труда и Социальной Защиты Населения (МТСЗН).

Устранит ли это изменение негативные явления в этой сфере?

На вопросы ASTNA по этой теме отвечает руководитель Каспийского института военных исследований, военный аналитик Джасур Мамедов (Сюмеринли).

* * *

Вопрос: Согласно Указу «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в области медицинского освидетельствования граждан, подлежащих срочному действительному воинскому призыву», подписанному Президентом Ильхамом Алиевым, с 1 июля 2024 года в Азербайджане годность граждан к несению военной службы устанавливается не Государственной службой по мобилизации и призыву, а МТСЗН. Какова причина этого шага? Была ли в этом необходимость?

Ответ: Считаю, что точки зрения вывода военной политики из монополии структур, относящихся к сектору обороны и безопасности, данный указ примечателен. Следует иметь в виду, что одной из основных причин наличия коррупции и других негативных явлений в Службе Призыва является именно военный характер этой структуры и как следствие, ее  максимальная закрытость. То есть, представленные в Службе Призыва лица, во многих случаях, используя, предоставленный им законом характер закрытости, закрыли свои двери для медиа и гражданского общества. Например, на многие запросы, которые мы отправляли в связи с незаконными явлениями, обнаружившимися в процессе призыва на военную службу наших призывников, они не отвечали, называя это  «военной тайной». Теперь, лишение этой Службы определенной важной функции и передача ее Министерству (МТСЗН – прим. Ред.) рождает надежду  на то, что медиа и гражданское общество смогут в какой-то мере контролировать процесс призыва, в особенности в привлекающем внимание и болезненном вопросе, как «годность».   А это может привести к тому, что будут предприняты определенные шаги, направленные на предотвращение значительного числа проблем в процессе призыва на воинскую  службу. Поверить в это, откровенно говоря, трудно, но если через определенный период, что-то произойдет, то по всей вероятности не останется незамеченным нами.

Вопрос: Вопрос связанный с безопасностью, обороной страны впервые полностью возложен на инородную структуру.  Имеется ли в мире такой опыт?

Ответ: Закрытость  процесса годности призывников к военной службе до сих пор только вредила нам. Дети крупных должностных лиц, богатых людей получали  отсрочки от военной службы, дети бедняков, больные призывники считались годными к военной службе и направлялись на линию фронта.

Особенно отправка на военную службу единственных сыновей (иногда детей) семьи, получение отпрыском какого-либо должностного лица права на отсрочку или объявление его больным и освобождение от военной службы вызывали в обществе оправданное недовольство. Поэтому я считаю происходящие изменения важными, но  говорить что-либо о результатах еще слишком рано.

Разумеется, в мире есть похожий опыт. В странах НАТО, а также в ряде стран, например, в Грузии, процесс призыва в армию считается открытым процессом, и никаких ограничений на исследования СМИ и НПО в этом процессе не налагается. Нет никаких препятствий на пути вмешательства парламента в этот процесс. Общая философия в этих странах заключается в применении гражданского контроля над армией.

Вопрос: В последнее время инвалиды, ветераны  недовольны МТСЗН. О чем говорит передача этой структуре годности к военной службе? Не усилится ли недовольство?

Ответ:  Рост недовольства ожидаем. Но вмешательство общества в процесс, процесс установления фактов облегчится. Это очень важно и, безусловно, приведет к обнаружению большего количества фактов и возникновению недовольства. А выразить недовольство Службе Призыва было не так уж и просто, выявить факты было практически невозможно. Общественности было ясно, что есть такие случаи, как отказ от призыва на военную службу или отправка в хорошую воинскую часть за взятку,  но установить это как факт было сложно.  Делегирование процесса МТСЗН несколько упростит задачу, по крайней мере, не будет строгого запрета на военную тайну.

Вопрос: Правда, было и недовольство и Государственной Службой по Мобилизации и Призыву на Военную Службу. Но является ли, как уже было сказано, выходом из ситуации поручение военного вопроса органу иного профиля?

Ответ: Трудно прийти к какому-либо заключению относительно того, является это выходом или нет. Но в нынешних условиях думать об иных альтернативах не просто. Видите ли в Азербайджане есть необходимость коренного изменения военной системы. В стране должна быть создана контрактная, профессиональная армия и созданы центры набора, соответствующие этой системе. Только в таком случае можно было бы разделить многообещающие ожидания по искоренению коррупции и взяточничества в армейской системе. Однако в нынешних условиях очень сложно выдвигать какие-либо иные идеи или предложения. Потому что само военное строительство поставлено с ног на голову.

Вопрос: Как должен регулироваться вопрос годности к военной службе, призыва, чтобы не нарушались чьи-либо права, не было взяток и нарушений закона? Что бы Вы предложили?

Ответ: Как уже было сказано, необходимо строить новую армию. Сектор обороны и безопасности должен быть полностью обновлен. Правоохранительный состав должен быть сконцентрирован в одной стороне, а воинский состав - в другой.  Сейчас у нас более 10 военных структур, и в них служат более 300 тыс. военнослужащих. Есть ли необходимость в таком составе? Думаю, нет. Важно, чтобы эти институты были сокращены и в то же время объединены. Например, воинский состав Внутренних Войск, относящихся к Министерству Внутренних Дел, должен быть передан Министерству Обороны (МО). Военный состав Министерства Чрезвычайных Ситуаций также должен действовать в составе Минобороны.  В том числе значительная часть воинского состава Государственной Пограничной Службы должна действовать в составе МО.  Таких структур много.  Считаю, что Азербайджану необходимо максимум 70 тысяч военнослужащих прошедших специальную подготовку. Другая необходимая часть должна состоять из мобилизационного резерва – здесь речь может идти о 300-500 тысяч человек.

Должна быть политическая воля руководства страны  для предотвращения правонарушений в армии, ликвидации случаев взяточничества и коррупции. Должна быть прозрачность и подотчетность. Будь то перед обществом или парламентом. В причину многочисленных случаев гибели солдат должна  быть внесена ясность.  Тендеры, поставки армии должны проводиться прозрачно и на основании закона. Медиа и НПО должны быть допущены к деятельности, связанной с армией. Обеспечение военнослужащих в воинских частях, их психологическое состояние должны быть в центре особого внимания... Можно перечислить множество предложений. Если начнется реализация части из них, то можно будет предположить, что кто-то предпринимает шаги в направлении устранения имеющихся проблем. Но в настоящее время никаких изменений не наблюдается.

Написать отзыв

Безопасность

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей