Законопроект о внесении поправок в закон «О Центробанке» прошел обсуждения на заседании
Парламентского комитет по экономической политике, промышленности и предпринимательству согласовал и вынес на утверждение парламента законопроект о внесении поправок в закон «О Центробанке», который предусматривает изъятие у Центрального банка функции выдачи целевых кредитов под госгарантии.
Речь идет об отмене статьи 49.1 закона, в которой говорится, что Центральный банк может под госгарантии выдавать кредиты банкам в целях финансирования проектов социально-экономического значения, а также финансовой поддержки реального сектора экономики. Форму, правила и условия кредитов устанавливает правление Центрального банка.
«В большинстве стран Центральные банки не осуществляют такую деятельность, поскольку она противоречит юридической природе центрального банка, так как может привести к конкуренции с коммерческими банками, что чревато отступлением от основной цели – стабильности цен. Следует отметить, что в силу целого ряда причин исторического и экономического характера центральные банки развитых стран (Англия, Германия, Франция и др.) нередко осуществляют депозитно-кредитное и расчетно-кассовое обслуживание корпоративной и частной клиентуры. Дело в том, что во многих развитых странах центральные банки изначально создавались как акционерно-коммерческие банки, которые длительное время обслуживали не только государство, но и корпоративных, и частных клиентов», - ответил на запрос Туран банковский эксперт, автор книги «Банковское право» Акрам Гасанов.
Упомянутые статьи появились в законе «О Центробанке» в 2009 году. Фактически целевые кредиты регулятора сводились к кредитованию Центробанком крупных компаний, главным образом, государственных монополий под государственные гарантии. Поскольку закон исключает возможности прямого их кредитования Центробанком, такие операции проводились посредством коммерческих банков, где частные банки и банки с государственным капиталом выступали в качестве посредников.
«В 2013 году было выдано четыре таких кредита на сумму порядка полутора миллиардов. Среди заемщиков был AZAL. Причем, ЗАО обращается напрямую к Центробанку, а тот, в свою очередь выделяет кредит кредитно-финансовой организации, скажем, Международному банку для последующего кредитования Азербайджанских авиалиний, диктуя условия кредитного договора. По сути, ЦБА выдал кредит AZAL, но сделал это не напрямую, а опосредованно. В данном случае нарушается принцип конкуренции, его функциональная роль в кредитной системе, поскольку регулятор является эмитентом валюты и должен обслуживать банковский сектор», - сказал эксперт.
«Проблема обострилась сегодня в условиях девальвации и инфляционных процессов. Пытаясь удержать дальнейшее падение национальной валюты, ЦБА сокращает денежную массу в обороте, отказываясь выдавать не только целевые, но прочие кредиты. Отсюда конфликты Центробанка и Палаты надзора над финансовыми рынками. Война интересов достигла пика – Центробанк, заручившись поддержкой международных финансовых институтов, пытается откреститься от навязанных ему функций целевого кредитования для удержания инфляции и курса маната. Однако эта позиция регулятора столкнулась с интересами крупных чиновников и монополий, поскольку коммерческие банки не могут предоставить им такие крупные суммы, а брать кредиты за рубежом сложно», - объяснил Гасанов, отметив, что причиной отказа от статьи 49.1 закона «О Центробанке» могло быть давление на главный банк страны.
ЦБА отстаивает свою позицию, апеллируя к международным стандартам и опираясь в этом вопросе на международные финансовые организации. Тем более что в условиях финансового кризиса правительство вынуждено к ним прислушиваться.—0—
Написать отзыв