Açiq mənbələrdən foto.
Баку/13.04.21/Turan: В представленном Милли Меджлису отчете «О деятельности Счетной палаты Азербайджанской Республики в 2020 году» отмечается, что в прошлом году государственными структурами было выявлено 452 недочета.
Согласно документу, в 2020 году были случаи нецелевого использования средств на сумму 83,3 миллиона манатов.
Общая сумма нарушений за 2020 год составила 130,3 млн манатов, из которых 51,9 млн манатов были восстановлены, восстановление 3,3 млн манатов предусмотрено на текущий год, материалы по нарушениям на общую сумму 16,4 млн манатов переданы в правоохранительные органы, не удалось восстановить 58,7 млн манатов.
Но интересно, сможет ли Счетная палата выявить все нарушения? Наказываются ли те, кто совершает эти нарушения?
Как сообщили в Счетной палате, несмотря на влияние коронавируса на финансовый контроль в 2020 году, объем осуществляемых организацией мер финансового контроля над государственными средствами расширился.
«Объем контрольных мероприятий, проведенных в 2020 году, был большим по сравнению с 2019 годом как по количеству, так и по источникам. В отчетном году контрольными мерами, проведенными в форме аудита, были охвачены средства на общую сумму 9 279,1 млн. манатов, значительная часть которых пришлась на 2019 год», сказали в Палате.
За указанный период законодательная деятельность Палаты была осуществлена в своевременном и оперативном порядке, в кратчайшие сроки были подготовлены проекты бюджетов государственного бюджета и внебюджетных государственных фондов, изменения в соответствующие бюджеты, заключения Счетной палаты по исполнению государственного бюджета.
В ведомстве отметили, что в прошлом году контрольные меры охватили в большей степени аграрную сферу, госзакупки, анализ финансовой отчетности, а также сферы планирования и исполнения бюджета, подотчетность ГСФР.
«Всего четверть производителей, обратившихся за субсидиями, были обеспечены выпиской о праве собственности на землю, 33,7 процента обрабатываемых земель остались без государственной поддержки. Наблюдался дефицит кадров, специализирующихся на ведении бухгалтерского учета, и приток квалифицированных кадров в частный сектор», сказал ее представитель.
Проведенные в течение года аудиты выявили неверную отчетность на сумму 412,4 млн. манатов. Сумма, причитающаяся за несоблюдение принципов бухгалтерского учета и неправильное представление бухгалтерских записей, в целом составляет 335,4 миллиона манатов. По результатам 34 аудитов, завершенных в 2020 году, в 452 случаях были выявлены недостатки. В отчетном году в целом 130,3 миллиона манатов были исполнены с нарушением правовых актов по указанной классификации недостатков.
В опубликованных в 2020 году международных рейтинговых отчетах открытого бюджетного индекса деятельность Счетной палаты оценена в 89 баллов. «Это 3-й по величине показатель среди 117 стран, где проводилась оценка».
В ведомстве отметили, что, как и в предыдущие годы, к должностным лицам, допустившим недостатки в законном, эффективном, экономичном использовании государственных средств, необходимые дисциплинарные меры не применяются. Замечания носят предупредительный характер.
«По-нашему мнению, риск того, что эти лица продолжат выполнять свои обязанности и в будущем допустят характерные недостатки в этом направлении, значителен», сказал он.
Член комитета Милли Меджлиса по экономической политике, промышленности и предпринимательству Руфат Гулиев сказал Turan, что отчет Счетной палаты не покрывает финансовых недостатков, допущенных государственными органами.
"Дело в том, что в Палате всего 15-16 сотрудников, которым трудно ограниченными силами проверить отчетность на 100 млн. манат и даже на миллиард манат. То есть невозможно проверить весь бюджет. Там есть своя система, по этой системе проводятся проверки. На мой взгляд, было бы лучше расширить фронт проверок», сообщил Гулиев.
Депутат отметил, что Счетная палата сама не может наказать должностных лиц, допустивших недочеты.
"Ведомство вынуждает чиновников возвращать в бюджет средства, потраченные на коррупционные схемы. В большинстве случаев палата может достичь этого», сказал он.
По мнению члена комитета, мелкие ошибки не являются большим предупреждением.
«У нас есть тысячи прозрачных и честных сотрудников. Но если в каком-либо государственном органе есть какая-либо негативная схема, правоохранительные органы должны наказать должностных лиц, допустивших нарушения», сказал он.
Гулиев отметил, что здесь речь идет о государственном бюджете.
«Это деньги народа. Это деньги, полученные от налогов, таможни, трансфертов, направляемых государством. Как можно присвоить эти деньги? Этим вопросом нужно серьезно заниматься. Они не должны думать, что они будут свободны, возвращая деньги, которые они присвоили. Они должны предстать перед судом. Мы также попросили председателя Счетной палаты Вугара Гюльмамедова в очередной раз предоставить нам информацию о том, расследуются ли дела лиц, допустивших нарушения, в суды и какие меры были приняты против них», сказал он.
Депутат подчеркнул, что антикоррупционный процесс в Азербайджане получил большой импульс, развивается, и эта борьба будет продолжаться.
«Если чиновник, независимо от занимаемой должности или статуса, не выполняет поручения г-на президента и не работает прозрачно, самым мощным инструментом финансового аудита, который может лучше всего с ними бороться, является Счетная палата», сказал Гулиев.
Экономист Ровшан Агаев сказал Радио Азадлыг, что отчет Счетной палаты можно считать достоверным, а что касается финансовых нарушений, то результаты аудита по ним были представлены правоохранительным органам.
"Но вопрос о том, какие наказания ждут тех, кто допустил финансовые нарушения, уже не относится к компетенции Счетной палаты. У нас законодательно Счетная палата заканчивает работу по выявлению финансовых нарушений. Налагать или нет наказание на лиц, допустивших финансовые нарушения, - прерогатива исполнительной власти, правоохранительных органов», сказал он.
Эксперт отметил, что хотя в Азербайджане в разное время происходили аресты за коррупцию, некоторые лица были освобождены раньше срока.
«Если бы в стране была нормальная, открытая для общества, основанная на результатах система отчетности, то эти нарушения никогда бы не вышли даже на этап отчетности. Коррупция может быть в любой стране, важно иметь механизмы контроля и систему подотчетности для предотвращения коррупции, эффективного использования средств», сказал эксперт.
Агаев подчеркнул, что Счетная палата может проводить аудит эффективности наряду с финансовым аудитом, аудитом соответствия.
"Аудит эффективности позволяет Счетной палате оценить, какие результаты были достигнуты при расходовании средств. Может быть, Счетная палата провела такой аудит, но мы не нашли информацию о нем в открытых источниках», сказал он.
Эксперт считает, что Счетная палата, как орган, подчиненный Милли Меджлису, может не один раз в год выступать с отчетом, а проводить слушания в парламентских комитетах, информировать депутатов о результатах аудита.
"Такая деятельность также может повысить ответственность руководителей аудируемых предприятий, организаций. Таким образом, они будут знать, что результаты аудитов не будут иметь обратной связи, и члены парламента будут знать об этом», отметил он.
По мнению Агаева, возникновение финансовых нарушений также связано с пробелами в законодательстве, связанными с закупками.
«В этой сфере должно быть усовершенствовано законодательство, разработан механизм, исключающий коррупционные риски. В настоящее время не существует эффективного механизма для устранения этого риска. Поэтому и здесь деятельность структуры, осуществляющей государственный контроль за закупками, должна быть эффективной», сказал эксперт.
Он отметил, что бюджет Азербайджана имеет инвестиционное назначение.
«Каждый третий манат бюджета предназначен для инвестиций. Но с 2017 года сложились такие условия, что получить информацию об инвестиционных проектах практически невозможно. Бюджетная подотчетность, прозрачность, открытость очень обременительны. Мы не можем видеть, сколько средств было потрачено эффективно», сказал Агаев.—0—
Написать отзыв