Image by OSORIOartist - AdobeStock
Министр энергетики Азербайджана Пярвиз Шахбазов 9 апреля (в 18.00 по бакинскому времени) примет участие в совместной видеоконференции всех нефтедобывающих стран мира, посвященной сложной ситуации на мировом рынке нефти из-за пандемии коронавируса, при которой экономики большинства стран замерли, и востребованность в энергоносителях упала до минимума, что обрушило цены на нефть до $15-25 за баррель (в зависимости от сорта).
Согласно взятым в декабре 2019 года обязательствам перед ОПЕК+, к формату которой Азербайджан присоединился 4 года назад, среднесуточная добыча нефти в стране в 2020 году не должна была превышать 769 тыс б/с (с учетом конденсата).
Как сообщила ASTNA советник министра энергетики Азербайджана Замина Алиева, на видеоконференции 9 апреля может быть обсуждена новая квота Азербайджана на 2020 год, поскольку нефтедобывающие страны мира согласились на снижение суммарной суточной добычи на 10-15 млн бар/сутки, чтобы вернуть нефтецены в приемлемый для всех коридор $55-65/бар.
Госбюджет Азербайджана на 2020 год рассчитан по цене на нефть $55/бар, но Минфин готовит его корректировку, контуры которой могут быть представлены в апреле.
Многие аналитики считают, что мир в 2020 году уже не увидит таких цен на нефть, т.к. пандемия COVID-19 привела к значительному снижению спроса на нефть, при том, что в настоящее время ее суммарное производство по всему миру оценивается в 100 млн б/с (после мартовского срыва сделки ОПЕК+) и уменьшение его на 10-15% не даст сильного эффекта, способного реально поднять цены на нефть.
Отметим, что в начале года цена азербайджанской нефти в среднем составляла $65-70 за баррель, в феврале — выше $50/бар, но в марте в среднем $25-30/бар на фоне демпинга мировых нефтяных цен со стороны Саудовской Аравии, которая с 8 марта вступила в «ценовую войну» с РФ и взялась подписывать фьючерсные контракты, а также экспортировать физические объемы своей нефти по ценам около $20/бар и ниже.
Минимальная цена на сернистую российскую смесь нефтей Urals составляла в марте около $15/бар, канадская сланцевая нефть торговалась вообще по $8/бар.
Саудовская Аравия в начале 2020 года добывала в среднем около 9 млн баррелей нефти в сутки при реальных возможностях в 12 млн б/с, и выход РФ 6 марта из стабилизирующей сделки ОПЕК+ и отказа с апреля от обязательств по объемам, «разозлил» саудитов, которые решили заполонить весь мир своей нефтью, даже зачастую в ущерб своим финансовым интересам (у Саудовской Аравии большая социальная программа на 2020 год, требующая цены на нефть в $55-65/бар).
Действия Саудовского Аравии и РФ в марте приветствовались президентом США Дональдом Трампом, т.к. привели к снижению цен на бензин, но затяжной характер этой «войны» в апреле стал негативно сказываться на нефтеотрасли США, и Трамп стал посредником в возвращении основных игроков на мировом рынке нефти за стол переговоров.
При этом до сих пор не ясно, будут ли США представлены на видео-конференции ОПЕК+ 9 апреля.
Как заявил 8 апреля в своем Твиттере представитель Техаса (основной нефтедобывающий штат США) Райан Ситтон, «CША естественным образом снизят нефтедобычу минимум на 4 млн баррелей в сутки в следующие три месяца».
«Я не участвую в завтрашнем заседании ОПЕК+, но если бы участвовал, то сказал бы, что нужно снизить суммарную нефтедобычу по миру минимум на 20 млн б/с, и США снизят добычу минимум на 4 млн б/с в следующие три месяца естественным образом. Если ничего не сделать, нефтехранилища в мире заполнятся в течение двух месяцев, в результате миру придется снижать добычу минимум на 30 млн б/с", - считает он.
Сам Трамп на брифинге 8 апреля так же сказал, что добыча в США падает естественным образом, и вряд ли будет сокращена искусственно. Но он выразил надежду, что в рамках ОПЕК+ будет достигнуто новое соглашение о добыче, т.к. РФ и Саудовская Аравия хотят исправить созданную ими же ситуацию на мировом рынке нефти.
СИТУАЦИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Что же касается добычи в 2020 году в Азербайджане, то, согласно данным, предоставленным министерством энергетики, в марте среднесуточная добыча сырой нефти составила 683,7 тыс баррелей (самый высокий показатель с начала года), но из этого объема только 418,9 тыс бар/сут шли на экспорт (в основном, по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан — БТД).
Добыча конденсата (с месторождения Шах-Дениз) в марте 2020 года составляла 80,2 тыс б/с, из этого объема 76,2 тыс б/с шли в БТД.
Обращает на себя внимание тот факт, что в феврале 2020 года среднесуточная добыча нефти была ниже — 667,4 тыс б/с, но при этом экспорт был на 111,4 тыс б/с больше марта — 530,3 тыс б/с. В феврале добыча конденсата с Шах-Дениз составляла 83,2 тыс б/с, из этого объема на экспорт шло 79,6 тыс б/с.
В январе 2020 года среднесуточная добыча сырой нефти была 678 тыс б/с, на экспорт шло 540 тыс б/с. «Шах-Дениз» давал конденсат в 91 тыс б/с, из них в БТД отправлялось 87 тыс б/c.
Именно сравнение статданных навело ASTNA на мысль о том, что Азербайджан в марте либо придерживает экспортные объемы до лучших времен, либо банально не нашел достаточно покупателей из-за сильной конкуренции с саудитами и РФ.
Это мнение в беседе с ASTNA косвенно подтвердил представитель SOCAR, который сказал, что «Азербайджан не успел отправить весь намеченный к экспорту объем».
Снижение экспорта нефти в первом квартале 2020 года на фоне падения мировых цен в марте привело к тому, что государственный фонд Азербайджана, аккумулирующий доходы страны от нефти, в январе-марте 2020 года получил от экспорта SOCAR нефти Azeri Light в объеме $1 млрд 763 млн (при чистой средней цене на нефть за этот период — $59 за баррель).
Стоит отметить, что в 2019 году у Азербайджана перед ОПЕК+ были обязательства держать добычу на среднем уровне 776 тыс б/с (с учетом конденсата).
При этом в январе 2019 года страна добывала 720 тыс б/с сырой нефти и 73 тыс б/с конденсата, а экспортировала 598 тыс б/с нефти и весь конденсат.
В феврале 2019 года среднесуточная добыча составляла 722 тыс баррелей сырой нефти и 84 тыс бар коденсата, из них на мировые рынки вывозилось 572,9 тыс б/с и весь добытый конденсат.
В марте 2019 года добыча была на уровне 714 тыс б/с сырой нефти и 84 тыс б/с конденсата, а по БТД шло 586 тыс б/с нефти и весь конденсат.
А ГНФАР в январе-марте 2019 года только благодаря экспорту нефти (средняя стоимость около $70/бар) заработал $2,24 млрд (около 3,83 млрд манатов).
На днях ГНФАР признал, что его бюджет за первый квартал 2020 года выполнен с дефицитом, что Фонд назвал «нормальным процессом». Однако прежде подобная ситуация была в 2015 году, когда экономика Азербайджана была в кризисе из-за двух девальваций маната.
Отвечая на запрос ASTNA, как падение фондовых рынков вслед за падением цен на нефть в марте 2020 года отразилось на инвестиционном портфеле ГНФАР, директор департамента по связям с общественностью ГНФАР Джамаля Алиева ответила следующее: «В настоящее время более 80% инвестиционного портфеля ГНФАР состоит из ценных бумаг с фиксированной доходностью и золота. Эти активы характеризуются высокой ликвидностью и меньшей волатильностью цен и являются надежными инструментами в период экономического кризиса в мире из-за COVID-19. Международные финансовые рынки являются зеркалом мировой экономики. Если люди во всем мире сегодня потребляют меньше товаров и услуг, а компании используют меньше своих производственных мощностей, это означает, что их доходы уменьшаются, и, как следствие, это влияет на цену их котируемых акций. Эти акции являются частью портфелей практически всех институциональных инвесторов,в том числе, ГНФАР. Как и другие суверенные фонды благосостояния, инвестиционный портфель ГНФАР фиксирует колебания на фондовом рынке, как «нереализованные временные убытки» от краткосрочных колебаний цен, и это будет отражено в информации об операциях ГНФАР в соответствии с информационной политикой Фонда».
Таким образом, ГНФАР признал наличие убытков, но пока утверждает, что «нет необходимости в какой-либо принудительной продаже активов, включенных в инвестиционный портфель, для выполнения обязательств ГНФАР».
Совершенно очевидно, что в апреле произойдет не только корректировка госбюджета-20, но и бюджета ГНФАР, поскольку они взаимосвязаны (трансферт из ГНФАР официально идёт в доходную часть госбюджета и фактически формирует свыше 45% доходов госбюджета).
Этого не удастся избежать, даже если консультации 9 апреля в ОПЕК+ и видео-встреча 10 апреля лидеров стран G-20 немного поднимут мировые цены на нефть.-0-
Написать отзыв