ARXIV
Министры энергетики стран «Большой Двадцатки» (G20), на которую приходится 85% мирового валового национального продукта и 75% мировой торговли, 10 апреля согласились «принять все необходимые и незамедлительные меры для обеспечения стабильности нефтяного рынка» после того, как больше двадцати стран формата ОПЕК+, часть которых также входит в G20, договорились в четверг о конкретных этапах и квотах снижения добычи.
Решение глав Минэнерго стран G20 было принято поздно вечером в виде коммюнике на фоне снижения эталонного сорта нефти Brent до около $22/баррель (почти втрое меньше показателя на начало года), однако многие аналитики считают, что при открытии мировых площадок по торговле нефтью после католической Пасхи цена на нефть может вырасти.
«Даже если соглашения ОПЕК+ и G20 будут плохо выполнено, эти договоренности очень существенны и будут иметь важное значение для рынка», — считает представитель Wood Mackenzie Анна-Луиза Хиттл.
Эксперт IHS Markit Роджер Диван отметил, что «наконец-то реальность и прагматизм наступили, и стороны пошли на сокращение, которое в 7 раз больше того, что было во время финансового кризиса 2008-2009 годов».
К тому же президент США Дональд Трамп, наконец стал сотрудничать с ОПЕК, которую ранее прессинговал, и стал прямым посредником видео-конференции ОПЕК+ 9 апреля и G20 10 апреля, поддержав своего давнего партнера Саудовскую Аравию, которая в настоящее время председательствует в G20.
Более того, Трамп сделал хитрый ход, заявив о том, что готов взять на себя часть обязательств Мексики, которая в рамках ОПЕК+ не соглашалась на предложенное ей снижение в 350-400 тыс б/с, а говорила лишь о 100 тыс б/с, что ставило под угрозу историческое соглашение ОПЕК+.
США, которые не хотели брать жестких обязательств в рамках ОПЕК+, 10 апреля заявили, что возьмут на себя 250 тыс б/с из рекомендуемых Мексики обязательств, в обмен на это, по словам Трампа, «США помогут Мексике, и она возместит нам, позднее, когда будет готова сделать это».
Арабский эксперт по энергорынкам Анас Аль-Хаджи отметил в своем Твиттере, что для понимания этой ситуации нужно вспомнить, кому в Мексике принадлежат основные НПЗ.
Стоит отметить, что добыча в Северной Америке уже падает как из-за обвала цен на нефть, так и естественным образом. Так, с 13 млн б/с в США добыча в 2020 году может снизиться до 11-10 млн б/с.
США и Канада в ходе консультаций 9-10 апреля не дотянули до принятия ограничивающих добычу решений на уровне своих правительств, но указали, что частные нефтекомпании и в США, и в Канаде масштабно сокращают капитальные расходы и нуждаются в помощи.
Ранее Канада говорила, что может сократить свою нефтедобычу максимум на 0,5 млн б/с.
Примечательно, что Великобритания в ходе консультаций 10 апреля заявила, что ситуация на мировом рынке нефт не столь угрожающая, но в итоге согласилась подумать и своих шагах в деле стабилизации мировых цен на нефть.
О возможном небольшом сокращении добычи договорилась подумать и Норвегия, которая не входит ни в ОПЕК, ни в G20.
Отметим, что спрос на нефть в мире упал примерно на треть, так как многие крупнейшие экономики мира вынуждены были остановиться, пытаясь препятствовать распространению коронавируса.
В результате цены на нефть упали до самого низкого уровня за 18 лет, при этом предложение нефти втрое превышало спрос, общая ситуация угрожает миллионам рабочих мест в энергетическом секторе и ряде других отраслей экономик.
На этом фоне США, Россия и Саудовская Аравия - три крупнейших производителя нефти в мире — решили координировать свои действия, чтобы наверстать упущенное.
Как заявил 10 апреля министр энергетики России Александр Новак, «роль G20 заключается в всесторонней поддержке этих усилий и усилий ОПЕК+».
Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман говорил в пятницу вечером с российским президентом Владимиром Путиным и президентом США и заявил, что стороны подтвердили важность сотрудничества между производителями нефти.
Вместе с тем, 10 апреля на экстренной онлайн-встрече министров энергетики стран G20 глава Международного энергетического агентства Фатих Бирол отметил, что «никто не должен тешить себя мыслью, что согласованные нефтедобывающими странами меры обеспечивают быстрое решение по мировым ценам на нефть».
«Но действия стран помогут устранить возникший в марте и продолжающийся до сих пор дисбаланс на рынке нефти и сгладить кривую», — сказал Бирол.
Нефтяные трейдеры в пятницу были настроены скептически, считая, что сокращение поставок итак произойдет независимо от какой-либо сделки, так как нефтехранилища по всему миру (общая емкость выше 1,2 млрд баррелей) уже близки к абсолютному заполнению.
Кроме того, если снижать добычу и останавливать скважины, то в дальнейшем, с учетом технологических особенностей ряда месторождений, эти скважины будет сложно вновь запустить.
Самый сложный период по обещанным сокращениям намечен на май-июнь 2020 года, и летом будет самый важный анализ эффективности новой сделки ОПЕК+.
«Страны G20 договорились в сентябре 2020 года обсудить влияние пандемии нового коронавируса и ситуацию на энергорынках, но если будет необходимость, провести встречу раньше», — сообщается в коммюнике по итогам заседания глав энерговедомств стран G20.
Министры также договорились создать координационную группу, которая займется мониторингом рынка нефти. Напомним, что виртуальная конференция по энергетике G20 состоялась сразу после внеочередной встречи стран ОПЕК+, которые накануне договорились о совместном сокращении добычи сроком на 2 года.
С 1 мая страны ОПЕК+ будут должны сократить добычу суммарно на 10 млн б/с (РФ и Саудовская Аравия берут половину из этого объема на себя), после июля квота снизится.
От крупных нефтеэкспортеров из «Большой двадцатки» ОПЕК ожидал сокращения добычи хотя бы на 5 млн б/с усилиями США, Канады, Бразилии и Норвегии, но в результате квоты по ним так и не прояснились.
Удивительно, но препятствием в переговорах 10 апреля стали и расхождения в оценках того, как пандемия повлияла на рынок нефти.
Озвученные ОПЕК цифры убедили не всех на конференции G20, и некоторые европейские страны выступили за смягчение риторики в окончательном тексте коммюнике, чтобы не драматизировать ситуацию.
Это тем более странно, т.к. на страны G20 приходится до 70% мировой добычи нефти и до 80% ее потребления.
Но важным шагом станет уже то, что в течение мая-июня с рынка усилиями ОПЕК+ будет устранено 10% предложения нефти, что все-таки может немного повысить цены на «черное золото», от которого зависят бюджеты многих государств, в том числе, Азербайджана.
Написать отзыв