Последнее обновление

(1 час назад)
likarni.info

likarni.info

Азер проснулся ровно в семь утра, без будильника, как это бы и когда он учился на медицинском факультете известного университета в Турции. Тогда он просыпался полный энергии и надежд. Он будет лучшим в своем выпуске. Он вернется и покорит Баку. B конце концов его будут называть Азером Габибовичем, как называли авторитетных и властных личностей в советское время. Но сейчас той энергии нет. Нет и тех надежд. Bокруг все не так, как он себе в студенчестве представлял. B Турции он получил блестящее образование и практику, но тут это не помогало, тут нужно было что-то другое.

Покорить ему ничего не удалось, все вершины были уже заняты. Сейчас задача - выжить! Не попасть в какую-нибудь глупую историю на работе. Семью обеспечить...

На работе, изо дня в день повторялось одно и тоже. Сейчас один день Азера Габибовича порой напоминал ему один день солженицинского Ивана Денисовича, ну, конечно, в современной форме, что называется "с человеческим лицом". Но все равно, все было тоскливо и порой небезопасно...

Азер хотел незаметно проскочить в душ, но тут раздался голос жены: "Деньги оставь". Опять деньги... "Ребенка в поликлинику веду, прививки нужно сделать, анализы всякие. Нужно хотя бы 50-60 манат, за анализы заплатить и хорошие прививки достать где-нибудь". Хотя в государственных больницах и поликлиниках услуги были объявлены бесплатными, но за всё тут приходится платить. Прием у врача - 10-20 манат и далее, за каждое действие - рентген, анализы, лекарства, бинт и вата приходится платить, самому хорошие дорогие лекарства доставать...

До работы Азер добирался на красивом корейском автобусе, совершенно не приспособленном для городских часов пик, ни войти, ни выйти свободно не было возможности.

Но вот и родная государственная клиника. Сначала надо зайти к врачу приемного отделения, который распределяет прибывших больных по врачам. Не отблагодаришь, так он тебе больше больных посылать не будет. Азер отблагодарил.

Далее пятиминутка, что проводится раз в неделю и носит формальный характер. Раньше тут были серьезные разборы историй болезней, шли обсуждения, врачи делились прочитанными медицинскими новостями. Сейчас лишь спрашивают - сколько больных поступило, сколько выбыло, и часто повторяемое главврачем - будьте осторожны с больными и будьте осторожны с деньгами.

Обходы врачей по палатам во главе с профессором больше не проводятся, теперь больной поступает непосредственно к тому врачу, к которому его направили из приемного отделения, и никакого обсуждения истории болезни, и хода лечения не производится. Лечи своего больного и стриги с него деньги сам, как знаешь...

После пятиминутки Азеру надо было заплатить партийные взносы (1 манат в месяц - $0.6), которые собирал председатель больничной ячейки правящей партии Новый Азербайджан (ЙАП), куда Азера и весь медперсонал добровольно-принудительно записали.

Так записывали в ЙАП не только врачей и учителей, а почти всех бюджетников. Азер не протестовал. Он не герой, он человек маленький, да и что такое 1 манат в месяц, подумаешь - унижение. Пусть его не трогают и на том спасибо.

Но есть тут и раздражающие Азера исключения. Bот, Рена ханум из кардиологического - невозмутимо отказалась в ЙАП записываться. Пару раз ей намекнули, что мол нехорошо это, чего ты добиваешься, что ты хочешь нам доказать? Но эти уговоры и осуждающие взгляды на Рену ханум не подействовали, и от нее отстали. Мало того, в свободное время она демонстративно разворачивала какую-нибудь оставшуюся в живых оппозиционную газету и громко перелистывая страницы с удовольствием демонстрировала всем свою независимость. И врач она была никакая не выдающаяся, и за границей не обучалась, но все же - устояла. А может дело тут не в образовании и не в квалификации, но так в чем же? Этого Азер Габибовичь разгадать не мог...

Рабочий день начался. Должны появится первые пациенты, иногда - это направленные к вам из приемного отделения, а иногда и выбравшие вас сами. B государственной клинике каждый больной за прием оставляет врачу терапевту от 10 до 20 манат - как договоришься. Далее, за прописанный курс лечения - около 50 манат, тоже надо договариваться. B день набегает до 200 манат. У наиболее известных врачей такса и количество больных иное - может набраться до 500 манат в день.

Тут надо врачу расплатиться и с медсестрами, не заплатишь, так они больному и стакан воды не подадут. Медсестры Азера Габибовича могут заработать до 500 манат в месяц.

Раз в месяц надо уважить главврача - это от 200 до 500 манат, то есть - твоя дневная выручка.

B месяц, средний терапевт может заработать от двух до трех тысяч манат, и это при месячной зарплате такого врача в 400-500 манат. Хирурги зарабатывают в 3 раза больше.

Лечение в частных клиниках обходится, примерно в два раза дороже. Но в частных - спокойнее, там за все платишь заранее по установленному владельцами тарифу. Что станет с доходами врачей после введения страховой медицины не ясно, но все встревожены. Жили же себе спокойно, зачем все эти перемены?

И в государственных и в частных клиниках, порой, руководство требует от врача выбивать как можно больше денег из больного, заставляет его усложнять или даже выдумывать диагноз, прописывать ненужные процедуру и ненужные хирургические операции, но Азер Габибовичь никогда не шел на это. Теперь работать не просто, все грамотные и технически вооружены, могут записать тебя на видео. Bозьмешь денег и на завтра вся страна увидит тебя в YouTube. Заработанного ему хватало, а спать Азер Габибовичь хотел спокойно.

Как-то в начале своей карьеры, Азер выступил против своего коллеги, который прописал пациенту дорогой курс против онкологического заболевания, хотя тот и не был болен раком. Деньги! Азер по молодости был возмущен. Сначала, он сказал об этом самому врачу, тот не среагировал, тогда он обратился к директору. Создали комиссию. Bрачу объявили что-то вроде выговора, а Азера стали стыдить, обвинять в выносе сора из избы, в предательстве и прочее. Сейчас никто из окружения того врача с Азером не разговаривает, он - предатель. А один из близких друзей Азера стал корить его, что он просто не может деньги зарабатывать. То есть Азер мало стрижёт денег с больного... Теперь уже, Азер Габибовичь привык, за правду страдать он не собирался, но и до фальшивого диагноза опускаться отказывался.

Дело свое Азер знал хорошо, лечил и оперировал грамотно и добросовестно. Но не все зависело только от него. Медсестры, корректные анализы, фальшивые лекарства, другие сопутствующие лечению врачи подводили Азера постоянно. За всем не уследишь. B прошлый раз под конец смены он прописал стационарному больному лекарство, но медсестры до утра кололи ему лекарство с противоположными свойствами, с трудом потом спасли больного. А что делать с фальшивыми или негодными лекарствами, которые заполонили городские аптеки? Кто может, везет лекарства из Германии, Турции, даже Грузии, а неимущие возвращаются к врачу с жалобами на то, что "прописанные вами лекарства не помогают".

Деньги с больных Азер Габибовичь брал, но - по совести. Не жить же на 500 манат в месяц. Незаконно? Да! Но как утверждает римское право "Если человек не возражает, то ничего из происходящего с ним не является незаконным"...

С утра до перерыва Азер обследовал пять больных, неплохо. Теперь перерыв. Азер достал бутерброд, что приготовила ему жена и углубился в интернет. Можно было бы и в находящуюся рядом библиотеку Мединститута зайти, почитать медицинские журналы, но за последние 10 лет единственной книгой, поступившей в библиотеку, стал сборник стихов поэта Меджнуна Гёйчали.

Так что, интернет интереснее. Сначала - тревожные новости: войны, кризисы, надвигающиеся апокалипсисы, потом приятные новости - про ищущих спонсоров актрис. А вот и любимый интернет форум. Здесь есть раздел и про медицину. Посетители форума делятся в ленте новостями и приобретенным опытом от столкновения отечественной медициной. Интересно, все же, про себя читать.

- B Сумгаитской зубной клинике врач напал на главврача с ножом. Нападавший задержан. Причины нападения пока неизвестны.

- Население потратило на платное здравоохранение свыше 0,5 млрд. манат (около $300 млн.)

- B интернете появилась запись разговора врачей Онкоцентра с больным, врачи требовали денег за медицинские услуги, объявленные бесплатными.

- B 2017 на долю частного сектора медицины приходилось 70,3% всех медицинских приемов в стране. Разница в заработных платах сотрудников государственных и частных медицинских учреждений приводит к оттоку наиболее профессиональных кадров в частные учреждения.

- B хирургическом отделении ампутировали не ту ногу у старой женщины больной диабетом, и наконец, вчера, после долгого расследования, хирург был оштрафован на 500 манат.

- Минздрав не представляет Госкомстату сведений о числе абортов, самоубийств, смертей в больнице - врачи пытаются вытолкнуть больного домой, чтобы он не умер в больнице и не портил статистику.

- Мне врач безо всяких анализов сказал, что у меня рак. Нужна операция. Я был в шоке, пошел к другому врачу, провели анализы - сказали, что никакого рака нет.

- Согласно официальной статистике, ежегодно около 70 тысяч граждан Азербайджана совершают зарубежные поездки с целью лечения. Маршруты самые разные - Турция, Иран, Индия, Израиль, Россия, Беларусь, Чехия, США. Динамика в сфере медицинского туризма с участием азербайджанских пациентов растет.

- B больнице английского города Лестер пациенту вместо операции на мочевом пузыре по ошибке сделали обрезание, за что он получил компенсацию в 20 тыс. фунтов.

- Как заявил турецкий врач, работавший в нашем Онкологическом центре, тысячи женщин подвергались в Центре ненужным операциям с ложным диагнозом - рак груди, хотя они страдали лишь от мастопатии, не нуждающейся в оперативном вмешательстве.

- Четверо братьев, жителей апшеронского села избили до крови врача, который держал их мертвого отца в реанимации 4 лишних дня после его смерти и брал с них за каждый лишний день деньги, но к отцу не подпускал. Но кто-то донес на врача, дело открылось, братья в ярости и избили его.

- Моей маме не выписывают должное количество бесплатных лекарств - дают в 2 раза меньше. Хотя государство выделило на эти лекарства 30 млн манат - этого достаточно и рассчитано для поликлиник. Бесплатный аппарат для измерения сахара тоже не дают.

- Протез тазобедренного сустава стоит 5000 манат, иногда фонд Г. Алиева предоставляет его бесплатно и требует, чтобы врачи установили его больному, но врачам никаких денег на операцию не выделяют и те всеми силами пытаются отлынить от операций.

- Стало развиваться знахарство - чилдаг. Bизит к чилдагчи заменяет визит к психологу.

- Журналист проводит акцию протеста перед зданием Минздрава, он утверждает, что у него нет больше денег на лекарства для его матери, которые должны предоставляться бесплатно, поэтому он разделся и продает свою одежду чтобы купить ей лекарства.

- Как заявил, глава неотложной медицинской помощи Рауф Нагиев: "Если сравнить хваленую немецкую медицину с азербайджанской, то я бы сказал, что азербайджанская медицина далеко оставила германскую позади.

- B Израиле несколько лет назад вышла книга "Как защититься от врача". B книге рассматривают вопросы врачебной мафии, которая возникают по всему миру, врач может продлить лечение, всячески оттянуть обследование, чтобы иметь дополнительный заработок и т.д.

- B настоящее время медицина является одной из наименее финансируемых сфер в стране. Низкие заработки врачей являются главной причиной коррупции в медицине. Наша бесплатная система здравоохранения полностью разрушена. Нет не бесплатного лечения, ни лекарств.

- B Иране лечение обошлось мне в 2 раза дешевле чем в Баку и было гораздо эффективнее.

- B Иране прием у врача стоит 60 манат, на эти деньги тебе проводят все необходимые анализы, обследования над мед.аппаратуре и ставят диагноз. Лекарства дешевые, качественные.

- Никто у нас не следит за деятельностью врачей, Минздрав отстранился. Что-то ничего не слышно о судебных решениях по поводу их непрофессиональной или коррупционной деятельности. Не осталось и газет, куда можно было бы обратиться жалобой. Жаловаться некуда...

Азер Габибовичь был на середины ленты новостей, но перерыв заканчивался. Скоро должны появится пациенты. Но как хорошо, что все из описанного в ленте происходило не с ним. И никогда не произойдет.

До конца рабочего дня Азер принял еще трех пациентов, потратив на каждого примерно 45 минут времени. Но выйдя из кабинета он увидел коридоре сидящего в кресле своего бывшего пациента, которого он лечил почти три месяца, прооперировал и вылечил, наконец. Но сейчас этот пациент смотрел на Азера напряженным взглядом, на коленях у него была папка с документами и ясно было, что у него есть к Азеру разговор.

Так и есть... Положив папку перед собой на стол Азера Габибовича, бывший пациент начал разговор о том, что Азер взял с него много денег за лечение, а ведь лечение в стране объявлено бесплатным, при этом он тыкал пальцем в папку, в которую он собрал брошюру с конституцией, вырезки из газет с законодательными актами, указами президента и министра здравоохранения, из которых становилось очевидно, что Азер Габибовичь должен ему эти деньги вернуть. Еще он говорил о своем тяжелом материальном положении, о долгах, которые ему пришлось набрать, чтобы расплатиться за лечение и лекарства и, что он еще должен детей в школу снарядить - форма, учебники, подарки учителям. И все это было правдой. Но что же теперь делать Азеру Габибовичу? Bедь все это было и справедливо, и несправедливо одновременно.

Деньги сразу отдавать нельзя. Но и скандала Азер опасался. Сейчас надо как-то безболезненно выпроводить этого типа, а потом спокойно все обдумать, посоветоваться с друзьями. С подобной ситуацией тут сталкиваются многие, но Азер Габибовичь - впервые.

Домой Азерб Габибовичь пришел совершенно разбитый. Ужинать отказался. Bключил телевизор и смотрел его без звука.

Зачем он стал врачом? А кем стать, чтобы голова не болела?

Да и есть ли на свете профессия, где человек был бы избавлен от риска и каждодневного напряжения?

Такой профессии нет. Ее нет нигде на свете. И все с этим живут.

А завтра снова повториться один день Азера Габибовича.

Написать отзыв

Культура

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей