«Реформы в области прав человека: перспективы законодательства о диффамации», такова была тема круглого стола 22 мая в отеле Park İnn. В обсуждениях участвовали члены правительства, депутаты, представители СМИ и гражданского общества, а также международных организаций.
Мероприятие организовано Советом господдержки НПО при президенте, Американским агентством международного развития (USAİD), Конфедерацией юристов Азербайджана и Американской ассоциацией юристов.
Дискуссия развернулась вокруг целесообразности принятия закона о диффамации, последние реакционные поправки в законодательство, устанавливающие уголовную ответственность за клевету в Интернет.
Заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Али Гасанов заявил, что указанные поправки основываются на «прогрессивных инициативах».
«Власть стремится сбалансировано обеспечивать права людей. Законы и судебные решения должны обеспечить этот баланс», - сказал Гасанов.
По его словам, законопроект «О защите от диффамации» направлен на экспертизу Венецианской комиссии Совета Европы.
«Если кто-то полагает, что будет оскорблять и не нести ответственность, то ошибается.
Уголовная ответственность останется. Закон создаст более широкие возможности для медиа, соблюдающих этику, расширит круг свободы медиа», - сказал Гасанов.
Эксперты считают, что в диффамационном законодательстве должны быть защищены свобода выражений, личное достоинство и общественная безопасность.
«Здесь должен быть найден общий знаменатель. Если диффамация является общественным вопросом, то она должна регулироваться уголовным кодексом, если этой личный вопрос – то гражданским кодексом.
Гражданин должен ясно знать, что его может ожидать за те или иные действия», сказал представитель Американской ассоциации юристов Роберт Стир, добавив, что в последних поправках в законодательство есть угроза свободе выражений.
Глава парламентского комитета по правовой политике Али Гусейнли не поддерживает декриминализацию диффамации. Но ряд депутатов и экспертов думают иначе.
«Милли меджлис устранил уголовную ответственность за избиение, хотя это пытка.
Поэтому, за высказывания не должно быть уголовного наказания. В свое время, когда устраняли цензуру, тоже говорили, что будут тяжелые последствия. Однако это не случилось», - сказал глава депутат Гудрат Гасангулиев.
Однако Гусейнли считает, что в качестве компромисса можно принять закон о диффамации, однако сохранить наказание за это в Уголовном кодексе. По его словам, это будет иметь сдерживающий характер.
При этом он сказал, что в последние годы в Азербайджане ни один журналист не был привлечен к уголовной ответственности.
Однако глава Бакинского офиса ОБСЕ Корай Таргай считает, что в вопросе свободы слова и выражений никаких компромиссов не может быть. Вопрос о принятии закона о диффамации уже много лет обсуждается, а подвижек нет. Более того, расширяется сфера действия диффамации.
«ОБСЕ выступает за декриминализацию диффамации. Во многих странах Европы приняты такие законы», - сказал Таргай и указал на суровые штрафы и другие наказания за диффамацию.
Директор Института права медиа Рашид Гаджилы считает, что штрафы должны быть адекватны законодательству.
«В законодательстве за тяжкие преступления установлен штраф в размере не более 825 манатов, за особые тяжкие преступления – не более 1600 манатов. Однако суды за диффамацию, которая отнюдь не является тяжким преступлением , штрафуют СМИ на 30-50 тысяч манат», - сказал Гаджилы.
Полемика развернулась и вокруг вопроса об уголовном наказании за диффамацию в Интернете.
Завотделом администрации президента Гасанов заявил о недопустимости оскорбления и клеветы в Интернете. «Мы не будем принимать нормы, создающие произвол в обществе», - сказал Гасанов.
«Интернет - как беспризорная кошка», которая без ведома пробирается куда хочет.
Оскорблениями в Интернете недовольны все», - сказал Гасанов.
Глава Азербайджанского Интернет-форума Осман Гюндуз обратил внимание на то, что Интернет это еще и средство коммуникации.
«С одной стороны, правительство поднимает в космос телекоммуникационный спутник, с другой – устанавливает уголовное наказание за диффамацию в Интернете», - сказал он.
Медиа эксперт Алескер Мамедли указал на практические трудности применения закона об уголовном наказании за диффамацию в Интернете с учетом возможности размещения информации за пределами Азербайджана.
В ходе обсуждения отмечалось, что в Азербайджане 5 млн. пользователей Интернет, 1 млн. – facebook, тысячи сайтов, десятки анонимных веб-ресурсов.
Директор офиса демократии и управления азербайджанского представительства USAİD Роланд Глас рассказал о международной практике. По его словам, президент США Барак Обама поддерживает декриминализацию Интернет.
«Президент Обама подвергается жесткой критике и терпит это, что не связано с его слабостью, а напротив показатель того, что он сильный лидер», - сказал Глас.
Глава Совета прессы Афлатун Амашев считает приемлемым принятие закона о защите от диффамации на определенных условиях, в частности, привидения штрафов в соответствие с международной практикой и установление переходного периода – введения декриминализации диффамации через 2 года.
Отметим, что участникам встречи был роздан законопроект о защите от диффамации.
Комментируя его в беседе с корреспондентом Turan, эксперт Алескер Мамедли отметил, что самым принципиальным недостатком законопроекта является то, что меры наказания, включая тюрьму, остаются. В то же время , устанавливаются определенные рамки. Так, иски не могут подавать органы государственного и муниципального управления и их сотрудники.
Коммерческие же структуры могут подавать иски только для возмещения конкретного ущерба, пояснил Мамедли.—03C--
Написать отзыв