Последнее обновление

(2 часа назад)
РИА Новости

РИА Новости

«Левада-центр» назвал 2020 г. самым тяжелым для россиян с 1991 года, но думается, что по итогам текущего года российское ведомство социологических исследований пересмотрит свой выбор. И дело, как представляется, заключено не только в продолжающейся пандемии, но и в политическом курсе, заведшим страну в полномасштабный кризис. Аналитики отмечают, что нежелание власти пересматривать ошибочные решения приведет к тому, что экономические последствия 2021 г. будут гораздо тяжелее, чем предполагается. В условиях отсутствия диалога с обществом, лишающего власть информации, формируется тотальный страх перед любым новшеством. Как пишут независимые журналисты, «отношение к властям стало нецензурным», и предстоящие в сентябре выборы в Госдуму – существенная угроза. Казалось бы, абсолютно контролируемое политическое пространство, отсутствие конкурентов, подготовленный заранее список депутатов, чего можно опасаться? Только непрогнозируемых неожиданностей, непредсказуемых действий массы или лидеров.

В Кремле хорошо понимают, что смена государственной власти происходит в тот момент, когда протесты общественности дополняются протестами парламентариев. Может быть этим объясняется непоколебимое стремление власти любыми путями решить проблему Навального?

«Навальный - теперь российский политзаключенный номер один. Кремль больше даже не делает вид, что соблюдает какие-либо законы или процедуры. Путин больше не боится западных санкций, критических комментариев и призывов европейских и американских политиков к дальнейшей изоляции. Для него слишком многое стоит на кону - он знает, что Навальный в состоянии свергнуть его режим» - (Жанна Немцова, Bild, 20.01.21).

Особых социальных технологий в условиях стагнации экономики не так-то много, и большинство из них связано с значительным увеличением репрессий, под которые реформировали Конституцию. Но такая ситуация, порождая трудности, одновременно формирует новые возможности для общественного протеста.

Ненависти в России скопилось так много, что появляется некоторая уверенность в том, что в очередной раз загнать протест в тупик будет не просто.

И все же трудно было представить, что призыв Навального к проведению митингов вызовет такой отклик. А. Навальный вернулся из Германии в Россию вечером 17 января, уже после того как Служба исполнения наказания РФ попросила заменить ему условный срок по делу «Ив Роше» на реальный, поскольку он «уклонялся от уголовно-процессуального контроля». В столичном аэропорту Шереметьево, куда был перенаправлен самолет, Навальный был задержан и увезен в отделение полиции в Химках, где 18 января состоялся суд, продливший срок его содержания под стражей до 30 суток.

Первые массовые протестные акции состоялись по всей стране 23 января. По оценкам сторонников Навального, митинги прошли более чем в 120 городах России, собрав около 300 000 человек. Отмечается, что  с 2011 года это рекордное число демонстрантов, как и задержанных и доставленных в отделения полиции (около 4000 человек). Следственный Комитет РФ после протестов завёл несколько уголовных дел, число которых, видимо, будет расти.

Наблюдатели, отмечая, что Россия при власти Путина такого еще не видела, свидетельствуют, что субботние митинги стали крупнейшей демонстрацией за долгое время, охватившей пространство от Владивостока до Санкт-Петербурга.

Между тем, «соратники оппозиционера Алексея Навального объявили о том, что готовятся в ближайшее воскресенье, 31 января, провести новые акции протеста в 53 городах России. В Москве сторонники Навального планируют собраться напротив здания ФСБ на Лубянской и Старой площадях и оттуда отправиться «шествием» по городу, определив его направление «в зависимости от ситуации».

Весьма острой стала и реакция Запада. Страны G7 призвали Путина незамедлительно освободить Навального, а также его сторонников и журналистов, задержанных на митингах. Они напомнил, что Навального задержали в связи с решениями суда, которые Европейский суд по правам человека в 2017 году признал произвольными и необоснованными. Министры ИД государств «большой семерки» осудили отравление Навального и напомнили РФ о недопустимости использования любого химического оружия и необходимости прозрачного расследования этого преступления.

С интересным заявлением выступил глава комиссии Совета Федерации по защите суверенитета Андрей Климов: «Если перезагрузка Навального  в качестве назначенного извне лидера протеста снова потерпит крах, то возможна попытка сделать из Юлии Навальной Тихановскую номер два, по аналогии с женой белорусского оппозиционера, ставшей откровенной ставленницей Запада». До этого (24 января) Климов говорил, что прошедшие по всей стране акции в поддержку Навального были организованы «западными спецслужбами». Параллели между Россией и Беларусью настолько бросаются в глаза, что к этому сравнению двух стран прибегают как представители власти, так и оппозиционеры.

Как же будут развиваться события в дальнейшем? Как далеко готовы демонстрировать неизменность своей позиции два основных персонажа противостояния?

Московский корреспондент британской «Guardian» Эндр Рот отмечает, что российские власти перепробовали с Навальным абсолютно всё, кроме длительного тюремного заключения. «..Сейчас, когда провалилась операция устранения оппозиционного политика, а сам Навальный бросил властям вызов своим возвращением домой, Путину надо как-то решать эту дилемму. И арест в Шереметьево может означать полную смену стратегии Кремля, его готовность решить проблему навсегда». Подтверждение такого вывода демонстрируют российские государственные СМИ, однозначно заявляя, что власти не склонятся под давлением протестов, вылившихся в «волну агрессии». Так же следует учесть небывалую консолидацию представителей всех ветвей власти, не устающих обвинять Навального и его движение во всех мыслимых и немыслимых грехах.

И все же, возможно чисто интуитивно, складывается впечатление, что разворачивающаяся драма может неожиданно завершиться обыкновенным фарсом. Если даже финал этого действа затянется, можно предположить, что за сценой, на которой действую всего два персонажа, собралось немало других героев, которые парадоксальным образом помогают своим противникам, информируя их о «дворцовых тайнах».

Навальный, скорее всего, преходящая фигура, которая сегодня оказалась на гребне успеха, славы и известности. Есть большие сомнения в том, что он когда-либо сможет оседлать машину государственного управления. Даже основная «несистемная оппозиция» так не смогла признать в нем своего лидера, объединив тем самым свои ряды.

Все сказанное отнюдь не умаляет роль, которую Навальный исполняет в данный момент, чрезвычайно напрягая российскую власть. Исполняет смело, с безумной храбростью, достойной восхищения. Впрочем, сейчас ему гораздо важнее не восхищение, а элементарное подражание его храбрости сотен тысяч людей. Но как свидетельствует политолог Леонид Радзиховский:  «Храбрых людей в России нет, потому ему опереться не на кого, а поддержка Запада – пустой трюк».


 

 

 

Написать отзыв

Постсоветское пространство

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей