Последнее обновление

(58 минут назад)
Bəxtiyar Haciyev

Bəxtiyar Haciyev

Хатаинский районный суд Баку продлил 22 июня на основании ходатайства следственного органа меру пресечения правозащитнику Бахтияру Гаджиеву еще на месяц, до 28 июля. Следственный орган объяснил свое ходатайство выдвижением против Гаджиева новых обвинений.  Адвокат Ровшана Рагимли сказала Turan, что выдвинутые против него обвинения Гаджиев назвал надуманными и заказными.

Бахтияр Гаджиев был арестован 9 декабря прошлого года по обвинению в хулиганстве и неуважении к суду.

15 декабря Гаджиев начал голодовку с требованием освободить его. После настойчивых призывов представителей общественности и членов семьи 28 декабря он прекратил голодовку. Однако 9 января после того, как апелляционный суд отклонил его освобождение из-под стражи, он возобновил голодовку.  Акцию голодовки Гаджиев прекратил на 51-й день.

16 июня текущего года следственный орган возбудил в отношении Бахтияра Гаджиева новое уголовное дело по статьям 192 (Незаконное предпринимательство), 193 (Лжепредпринимательство), 320.1 (Подделка или незаконное изготовление удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования), 320.2 (Использование заведомо поддельных документов), 206.1 (контрабанда) Уголовного кодекса.

С какой целью Бахтияру Гаджиеву предъявлены новые обвинения?

На вопросы ASTNA отвечает сопредседатель правозащитной организации «Линия защиты» Руфат Сафаров.

* * *

Вопрос: 16 июня против Бахтияра Гаджиева были выдвинуты новые обвинения по еще 4 статьям Уголовного кодекса. Откуда взялись эти новые обвинения?

Ответ: Я не верю, что Бахтияр Гаджиев  совершил преступление, противоправное действие или бездействие. Напротив, я уверен, что следователь, который ходатайствовал об избрании в отношении Бахтияра крайнюю меру пресечения арест, прокурор, подготовивший представление, наконец, судья, который все это обеспечил, занял противоправную позицию, открыто выполнив инструкцию политической власти, конкретно, министра внутренних дел Вилаята Эйвазова. Разумеется, все это свидетельство того, что следственный корпус, суды в стране не независимы, являются  инструментом репрессий политической власти. Безусловно, с момента задержания Бахтияра мы заявляли, что он, соответствует критериям узника совести, выдвигали на передний план то, что он был изолирован от общества из-за критических замечаний, оценок и выступлений. Фактически сегодня Бахтияр оказался заложником МВД, и министр Вилаят Эйвазов жестоко мстит ему. Представьте, политические и юридические лица государства незаконно арестовывают критически настроенного гражданского активиста, обвиняют его в неуважении к суду, хулиганстве, захватывают учетные записи в социальных сетях, грубо нарушают неприкосновенность частной жизни, подвергают моральному террору, лишают общественной и международной защиты, мало того,  расширяют сферу обвинения, обвиняя в экономических  преступлениях (незаконное предпринимательство, контрабанда, легализация денежных средств или иного имущества, полученного преступным путем). Ясно, что Бахтияр и его защитники отвергли содержание и совокупность обвинений. Мы понимаем, что это связано с общественно-политической позицией Гаджиева до ареста. И поэтому, несмотря на определенные трудности, мы продолжаем защищать узника совести Бахтияра Гаджиева.

Вопрос: С какой целью выдвигают эти обвинений?

Ответ: Если по предыдущим обвинениям Бахтияру грозило до 3 лет лишения свободы, то теперь ему грозит лишения свободы до 12 лет. На мой взгляд, ложно обвинив Гаджиева в совершении тяжкого преступления, власти стремятся надолго изолировать Гаджиева от общества.

Вопрос: Представители Госдепартамента США, Хельсинкской Комиссии США, Европейского Союза, Совета Европы и ряда международных НПО неоднократно требовали освобождения Бахтияра Гаджиева. Несмотря на это, против него выдвигаются новые обвинения. Выходит, власти твердо намерены держать Бахтияра Гаджиева под арестом?

Ответ: Конечно. Этому также способствует неспособность международных организаций, специализирующихся в области прав человека, политических центров силы, общественных и государственных институтов Европы и Запада вести с Баку серьезный диалог с целью прекращения политики репрессий. Для достижения реальных результатов призывов и обращений к правительству недостаточно, они воспринимаются как заявления дежурного характера. ПАСЕ, определившая единые стандарты в области прав человека на европейском пространстве и экспортировавшая их в страны-члены этой организации, США, представляющие себя блюстителями демократии в мире, и Европейский Союз, являющийся наднациональной организацией Европы, не проводят адекватной политики в отношении ситуации с правами человека в Азербайджане.   К сожалению, экономические и энергетические интересы являются приоритетными, а проблема демократического строя и прав человека находится на заднем плане. Далеко ходить за примером не надо, им может служить отношение, проявленное к защитникам прав женщин и журналистам на приеме, организованном накануне в посольстве США в Азербайджане, этого и выразили сожаление по поводу. Кстати, я приветствую действие дам на этом мероприятии.

Вопрос: Почему Бахтияр Гаджиев  стал мишенью?  За что ему мстят?

Ответ: Бахтияр Гаджиев был одним из ярких представителей гражданского общества. Признаю, что киберпреступность, грубое нарушение принципа неприкосновенности частной жизни, моральный террор сделали свое дело, общественная защита Бахтияра начала хромать, его репутация пострадала. Правительство не смирилось с существованием общественного активиста, правозащитника, признанного и принимаемого в международных кругах на высоком уровне. Известно, что до ареста Бахтияр целенаправленно и последовательно работал против репрессивной политики властей. Бахтияр Гаджиев, как правозащитник, внес свою лепту в то, что офицер полиции Керим Алимарданов, участвовавший в пытках, попал в санкционный список в рамках Акта Магнитского. Это был первый опыт в истории Азербайджана. Неслучайно, что Бахтияр был задержан еще до того как была распространена эта информации. Именно после этого глава государства Ильхам Алиев санкционировал арест Бахтияра.  В то же время, были ли у Бахтияра ошибки и просчеты некриминального характера, ответственен ли он за сложившуюся  ситуацию? Были и предостаточно. Но сейчас я не считаю правильным вдаваться в детали этого. Потому что он заложник репрессивной машины правительства, с правовой политикой которого примириться для меня невозможно. Он явный узник совести. Когда  он обретет свободу, которую он заслуживает, у меня будет возможность высказать ему свои критические  замечания и мысли непосредственно и и общественность узнает об этом.

Написать отзыв

Права человека

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей