Последнее обновление

(1 час назад)
A protest action in Seyudlu on June 20-21, 2023.

A protest action in Seyudlu on June 20-21, 2023.

Созданную 21 июня распоряжением премьер-министра Али Асадова  Комиссию для проведения мониторинга и оценки текущей ситуации в связи с отходами в селе Сёюдлю Гедабейского района, возглавляет министр экологии и природных ресурсов Мухтар Бабаев. В состав комиссии входят заместители министра здравоохранения, министра по  чрезвычайным ситуациям, министра сельского хозяйства, начальник отдела промышленности и энергетики Аппарата Кабинета Министров, начальник Государственной Службы по Вопросам Имущества при Министерстве экономики и глава Исполнительной Власти Гедабейского района.

До сих пор заключение  Государственной комиссией, проводившей расследование в Сеюдлю, не представлено, хотя прошло уже более 20 дней.

Даже президент Ильхам Алиев, выступая 11 июля на расширенном заседании правительства по социально-экономическим итогам первого полугодия 2023 года, раскритиковал отсутствие заключения экспертизы.

Я сказал, поезжайте туда, поговорите на месте с людьми, возьмите пробы воздуха и почвы, привлеките международных экспертов. Поскольку министерство само стало причиной этого инцидента, возможно, оно постарается замять это дело. Поэтому пусть эксперты дадут оценки: в какой степени эксплуатация данных месторождений вредит здоровью людей, природе или не вредит? До сих пор нет ответа. Да, проведено совещание в кабинете министров, там было сделано заявление. Прочитавший это заявление не поймет ничего из того, о чем там говорится; какова была цель этого заявления?», - сказал президент добавив, - «Я дал конкретное поручение, конкретное. Где результаты экспертизы? Сколько времени прошло? Прошло около месяца. Никто не докладывает мне. Ни Кабинет Министров, ни Министерство экологии и природных ресурсов. Считают, что я забыл об этом. Нет, я ничего не забываю.»

На обнародование заключения президент дал комиссии недельный срок.  

Своим взглядом на ситуацию в Сёюдлю поделился с ASTNA координатор Коалиции Общественных Объединений по Повышению Прозрачности в Горнодобывающей Промышленности Ильхам Гусейнли.

* * *

Вопрос: Почему не обнародовано заключение Государственной комиссии по итогам расследования, проведенного в Сёюдлю?

Ответ: Как известно, 21 июня 2023 года распоряжением премьер-министра была создана комиссия для проведения мониторинга и оценки текущей ситуации на участке свалки в селе Сюдлю Гедабейского района, руководство которой было возложено на министра экологии и природных ресурсов Мухтара Бабаева. С самого начала замечу, что отсутствие в составе комиссии представителей общественности, в частности, независимого гражданского общества, вызывает сожаление. Перед комиссией были поставлены 2 основные задачи:

  • Обеспечение мониторинга и оценки текущей ситуации на свалке, расположенной на территории села Сёюдлю Гедабейского района;
  •  
  • Обеспечение рассмотрения обращений граждан, касающихся здоровья жителей и охраны окружающей среды.

Разумеется, в итоге было поручено, подготовить в соответствии с результатами этого мониторинга и оценки соответствующие предложения и представить их в Кабинет Министров Азербайджанской Республики.

Считаю, что реализация поставленных задач не должна занимать столько времени.  времени. Для выполнения первой задачи, поставленной перед комиссией, необходимо провести химические анализы воды, воздуха и почвы, которые считаются необходимыми, провести специальные экспертизы и оценить результаты. Мне кажется, что при наличии современного  лабораторного  оборудования  и реагентов  для получения необходимых результатов достаточно максимум одной недели, а может и менее.  Вторая задача, поставленная перед комиссией, может занять чуть больше времени, чтобы большинство представителей местной общины смогли пройти основательные медицинские осмотры. Сюда могут быть отнесены серьезные  радиологические обследования и некоторые, требующие времени, анализы крови. Но, как выяснилось, с момента издание распоряжения уже прошло 20 дней, и я считаю, что этого времени более чем достаточно для того, чтобы первоначальное заключение было полностью подготовлено и представлено общественности.   Но, к сожалению, активная часть  общества услышала информацию о некоторых моментах предварительного заключения только из известного интервью председателя комиссии, главы Министерства экологии и природных ресурсов  Мухтара Бабаева Real TV.  Откровенно говоря, мне трудно дать исчерпывающий ответ на ваш вопрос. По каким причинам предварительные результаты не обнародованы полностью, не ясно и мне.

Вопрос: Как должно было проводиться исследование на самом деле? И за сколько дней можно было бы представить заключение?

Ответ: По правде говоря, в принятом в связи с этим распоряжении также не указан конкретный срок. Обычно в такого типа распоряжениях оговаривается сроки завершения работ и обнародования результатов. На мой взгляд, несмотря на тяжесть поставленных перед Комиссией задач, срок   обнародования  предварительных  результатов давно вышел. В    целом мониторинг - это тоже наблюдение, и, как правило, в программно-методических вопросах каждого наблюдения должна отражаться и продолжительность его проведения.

Вопрос: Примечательно, что те, кто протестует против загрязнения воздуха и воды золотодобывающим прииском в Карабахе, который разрабатывают армяне, умалчивают экологическую обстановку в Сёюдлю.  Или те, кто пытается протестами поднять мировую общественность против открытия металлургического завода в Араздеяне в Армении, игнорируют экологическую ситуацию в Союдлу.  Насколько это искренне? О чем все это говорит?

Ответ: Это интересный и вызывающий некоторую тревогу вопрос. Конечно же, любая акция против незаконной деятельности армян на рудниках, расположенных на наших территориях, контролируемых российскими «миротворцами», справедлива и должна быть поддержана. Но почему только в этих рудниках?!  А знает ли общественность о том, что происходит на других рудниках, например, на освобожденных от оккупации золотых приисках Вейнали или другом Сёюдлю (Зод), расположенном в Кельбаджаре? В том числе о месторождениях в Сёюдлю, о котором идет речь, о том, что здесь происходит?!

До сих пор наши неоднократные обращения как Коалиции Общественных Объединений за Повышение Прозрачности в Горнодобывающей Промышленности с целью выехать в регионы горнодобывающей промышленности, особенно на месторождения, расположенные на освобожденных от оккупации территориях, провести мониторинг, а затем подготовить отчет и представить его в общественности, в том числе мировой, остались без ответа.  Если бы мы своевременно проводили такие мониторинги, то на более позднем этапе мир также счел бы действия «экоактивистов» справедливыми и логичными и не мог бы использовать эти акции против нашей страны.

Один только этот факт свидетельствует о том, что большинство из тех, кто принимал в ней участие, агрессивно протестуя против «миротворцев», не являются искренними и независимыми. Разумеется, этот факт свидетельствует о том, что гражданское обществе Азербайджана пребывают в тяжелом положении. Выражение «гражданское общество» как правило воспринимается параллельно понимаются и принимаются как самостоятельность, свободомыслие, альтернативная позиция. Однако сегодня в нашей стране арена для деятельности институтов гражданского общества сильно сузилась, возможности практической деятельности сведены к минимуму, и они находятся под контролем сильного правительства.

Но я считаю, что правительство, наконец, должно серьезно оценить, идущие в мире тенденции и создать в стране все условия для функционирования гражданского общества, в частности, независимых институтов гражданского общества. Первым шагом в этом направлении было бы снятие установленного на законодательном уровне запрета на деятельность иностранных доноров в стране и обеспечение доступа институтов гражданского общества к альтернативным финансовым ресурсам. Сильное гражданское общество - один из главных атрибутов сильного государства.

Вопрос: Почему не создают условия для проведения независимыми организациями отдельных исследований?

Ответ: В сущности, ответа, соответствующего строгой логике, на этот вопрос нет. То есть правительство должно создавать возможности и условия, чтобы независимые представители гражданского общества могли выезжать и проводить там мониторинги и обсуждать их результаты с соответствующими государственными органами, а затем доводить результаты до сведения общественности.

Тогда правительство знало бы реальную ситуацию там и могло бы своевременно предпринять необходимые меры для исправлению ситуации, что привело бы к своевременному и полному снятию наблюдаемой напряженности. Следует отметить и то, что как местное, так и международное сообщество, как правило, серьезнее относятся к отчетам независимых институтов гражданского общества, чем правительства, и проявляют к первым больше доверия. В этом смысле сотрудничество соответствующих государственных институтов и независимых институтов гражданского общества окажет существенное влияние на имидж страны и на правильное направление и своевременное разрешение процессов.

Кстати, в нашей стране есть хорошие примеры сотрудничества между представителями независимого общества и компаний, а также с государством, хоть и не напрямую. Так, в 2004 году при совместном участии и инициативе ВР и Фонда Сороса сотни представителей независимых НПО приняли участие в проекте мониторинга трубопровода BTC и в итоге выступили с докладами по представленным направлениям деятельности. К примеру, в то время я был представлен в социальной группе и побывал во всех общинах на протяжении всего трубопровода, встречался и брал интервью у членов общин и, в конечном итоге, подготовил и представил общественности отчет на 50-60 страницах в качестве оценщика группы. По-моему, это было вполне нормальная практика.

Вопрос: Во многих странах использование цианида в горнодобывающей промышленности запрещено. Но цианистая кислота используется в Сёюдлю и других рудниках Азербайджана. Государство создает для этого условия. Британская компания не использует его у себя, а в таких странах, как Азербайджан спокойно делает это. Почему Азербайджан создает условия для этого ?

Ответ: Эксплуатация природных ресурсов была актуальной во все времена, актуальна и сегодня. В это время между экономическими, социальными и трудовыми интересами государства, компаний и местных сообществ, и ущербом, который могут нанести окружающей среде и здоровью человека отходы образующиеся в результате производственного процесса исторически сложились как органические, так и антагонистические отношения. То есть, поиск  золотой середины между этими двумя факторами, которая удовлетворила бы  всех, во все времена порождал серьезные проблемы, и то, что сегодня происходит в Сёюдлю, связано именно с ответом на этот вопрос. То есть правительство, соответствующие государственные органы должны в первую очередь защищать интересы членов местного сообщества в этом вопросе. Сюда входят их социальные, экономические, трудовые, в том числе экологические интересы.

Как известно, документ «Директива об управлении отходами горнодобывающей промышленности», принятый в Европейском Союзе в 2006 году, был разработан в результате экологической катастрофы, вызванной утечкой в 2000 году воды с цианистой кислотой на румынском золотом прииске «Байя-Маре». Обрушение плотины, удерживающей цианистую воду, привело к тому, что 100 000 м3 цианистых отходов просочились в окружающие водоемы, в результате чего в Румынии, Венгрии и Сербии было отключено питьевое водоснабжение почти 3 млн человек, а сотни тонн рыбы и других живых существ были уничтожены в 3 взаимосвязанных реках - Сзамосе, Тисе и Дунае. После этого события Европейский парламент выступил в 2010 году с инициативой запретить использование цианистой кислоты для отделения золота от других веществ на всех  золотых приисках. То есть после этих событий многие страны либо запретили использование цианида в добыче, либо минимизировали его использование до достижения полностью безопасного для окружающей среды предела.

Мне очень жаль, что правительство, его соответствующие органы, несмотря на то, что прошло много лет, лишь после волны решительных протестов местных жителей,  обратили  внимание на этот вопрос. Несмотря на то, что прошло 20 дней, до сведения общественности не довели заключение к которому пришла созданная комиссия.

Вопрос: Что можно сделать, чтобы исправить экологическую ситуацию в Сёюдлю, не допускать использования токсичных веществ какой-либо иностранной компанией в Азербайджане и чтобы Азербайджан не создавал возможностей для этого?

Ответ: Благодарю за этот вопрос. Прежде всего, отмечу, что даже созданная после этих событий комиссия не заслуживает доверия. Потому что, как уже было сказано, в составе этой комиссии нет ни одного представителя общественности, особенно представителя независимого гражданского общества. Как правило, состав комиссий, создаваемых в таких ситуациях, включают лиц, пользующимися доверием общества, в том числе представителями общины той местности,  где произошло событие.

То есть, отвечая на вопрос, хочу заявить, что правительство, должно хотя бы создать условия для того, чтобы на эту территорию,  пострадавшую от горнодобывающей промышленности, могли выезжать и проводить мониторинги представители независимого гражданского общества, являющиеся экспертами в различных областях, а затем доводить до сведения общественности, полученные результаты. Думаю, что это может быть хорошим и правильным начинанием, и в развитых обществах дело обстоит таким образом.

В зависимости от достигнутых результатов правительство может предпринять следующие шаги. Если вред, который эти отходы могут нанести окружающей среде и здоровью членов сообщества, превысит общепринятые нормы (такая вероятность наиболее серьезна), то все работы на этой шахте должны быть немедленно прекращены, если удастся обновить технологические процессы, сделать их воздействия безопасными за счет внедрения более современных и передовых технологий, принять во внимание занятость и другие экономические интересы местного населения, то можно  дать согласие на продолжение деятельности компании, в противном случае деятельность этой компании  в регионе должна быть полностью прекращена.

Кстати, эта компания работает не только в Гедабейе, в Сёюдлю.  Во всех районах горнодобывающей промышленности, где они действуют в качестве подрядчиков, также должны без промедления проводиться аналогичные мониторинговые наблюдения.

В заключение хочу также отметить, что как Коалиция Общественных Объединений по Повышению Прозрачности в Горнодобывающей Промышленности, мы обратились с письмом к министру экологии и природных ресурсов Мухтару Бабаеву и сообщили, что эксперты нашей коалиции вместе с другими специалистами, которых мы будем привлекать, будут направлены как в горнодобывающий район Сеюдлю, где происходят события, так и в другие горнодобывающие районы, в частности, в освобожденный от оккупации Вейнели, Сёюдлю (Зод). Для реализации наших намерений необходима поддержка и  соответствующие инструкции.  Полагаю, что если такая поездка и мониторинг состоятся, наше общество и государство могут извлечь из этого большую пользу.

 

Написать отзыв

Социальная сфера

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей