t24.com.tr
Вступление турецкой политики в 2021 год с дискуссиями о "хиджабе" (1) для меня, как и для многих иностранных журналистов, не было неожиданностью: этот "инструмент", задействованный политиками- исламистами в начале 1990-х годов, широко применялся на муниципальных выборах 27 марта 1994 года и на парламентских выборах 1995 года. Выражение «Наших сестер в хиджабе угнетают» сыграло, пусть не решающую, но важную роль и при избрании Реджепа Тайипа Эрдогана главой муниципалитета Стамбула с перевесом в 0,3% голосов, и в становлении Партии благоденствия (ПБ) первой партией в парламенте с 22,6% голосов.
В контексте отставки правительства Н.Эрбакана из-за ультиматума армии 28 февраля 1997 г., запрещения ПБ и снятия Р.Эрдогана с поста мэра Стамбула с последующим арестом за чтение стиха, срыва приведения к присяге Мерве Кавакчы в хиджабе (2), избранной 18 апреля 1999 г. в Меджлис из списка переименованной, но сохранившей электорат исламистской партии «Фазилет», атрибутика борьбы исламистско-консервативного крыла стала более категоричной.
А после того как Бюлент Арынч со словами «Они решили проблему хиджаба не покрывая головы» высмеял принявшую присягу без этого головного убора Несрин Унал, занявшей второе место на выборах 18 апреля 1999 года депутата Анталии от Партии националистического движения (ПНД), исламисты смогли объединить вокруг себя более широкие слои населения.
И если утверждение политической символики ускорило формирование Партии справедливости и развития (ПСР), то экономический кризис 19 февраля 2001 г. обусловил ее приход к единовластию, хотя не следует забывать, что главным среди этих факторов все же была собственно экономика.
Во время первого периода власти ПСР либерализовать ношение хиджаба в общественных местах, госучреждениях, лицеях и университетах не удалось, тем более что против этого выступал и президент Ахмет Недждет Сезер.
В Меджлисе, накануне запланированных на апрель 2007 года президентских выборов, AKP выдвинула кандидатуру министра иностранных дел Абдуллы Гюля. Супруга А.Гюля носила головной платок, и когда ее очередная попытка поступить в университет в 1998 году также оказалась неудачной, Гюль, будучи в то время депутатом от оппозиции, подал в ЕСПЧ жалобу на турецкое государство. Когда же 27 апреля 2007 года армия ультимативно заявила «Мы хотим президента-сторонника светскости с супругой без хиджаба», это вновь обострило ажитацию избирателей-исламистов, AKP искусно воспользовалась этим для еще большего укрепления своей власти.
АКП, в последние 10 лет много раз удачно применявшая принцип «два шага вперед, шаг назад», полностью решив «вопрос о хиджабе», сняла его с повестки Турции.
И сегодня, все, кто не испытывает проблем в связи с этим головным убором, от министра до судьи, от председателя муниципалитета до преподавателя университета, от депутата до студента, обязаны этим правлению AKP и непосредственно г-ну Р.Эрдогану. Поэтому то, что после пятничной молитвы в соборе Святой Софии в первый день года председатель ПСР и президент Р. Эрдоган, пытаясь вновь сразить основную оппозиционную партию «платком», отнес тех, кто носит данный головной убор, к числу своих избирателей, вызвало удивление.
Ибо: 1) хиджаб, будучи одним из факторов, обусловивших приход AKP к единовластию в 2002 году, в политическом исламе в последние 5 лет не использовался как «средство выражения недовольства»; 2) В период становления ПСР и накануне первых выборов с ее участием «платок» был основным после экономики средством паблисити партии и вызывал ажиотаж у консервативных слоев.
И насколько реально, вызвав аналогичным действием те же волнения в тех же слоях, в которых сегодня сменилось как минимум одно поколение, трансформировать это в избирательных урнах в рейтинг, что такой опытнейший государственный и политический деятель, как г-н Р.Эрдоган, считает приемлемым вновь обратиться к тому же средству. 3) Напомним, что определяющим торжество АКП на выборах в 2002 году фактором был экономический кризис.
Воспользовавшись тогда той ситуацией и благодаря объявленной в ходе предвыборной кампании программе 34-летнего экономиста Али Бабаджана (родился 4 апреля 1967 г.), АКП получила поддержку народа.
И если, несмотря на то, что нынешние экономические параметры не лучше показателей периода выборов 2002 года, «головной платок» вносится в повестку общества как нерешенная проблема, то может ли это способствовать повышению рейтинга правящей партии? Это покажут выборы.
Небезынтересно, что когда Али Бабаджан, вышедший из ПСР и учредивший свою партию, выступая на первом съезде последней 29 декабря, больше говорил о хиджабе, чем об экономике, был подвергнут довольно резкой критике.
________
Маис Ализаде
Написать отзыв