trthaber.com
По-видимому, это от большой радости по поводу роста числа муниципалитетов, на которых была достигнута победа, лидер Партии националистического движения (ПНД) Девлет Бахчели в начале апреля выступил с предложением, не имевшим прецедента в истории ни Османской империи и ни Турецкой Республики: избирать председателей муниципалитетов вилайетов, и пусть они назначают председателей районных и поселковых муниципалитетов.
Нет нужды их выбирать. Bсем известно, что, не узнав мнение большого партнера по альянсу -Партии справедливости и развития (ПСР), Д. Бахчели сам никогда не стал бы выдвигать такое предложение. Или же (как и в большинстве случаев) идея принадлежит ПСР, но озвучивается для общественности Девлетом Бахчели.
Это предложение Девлета Бахчели пока что утонуло в большой шумихе, поднятой правящей партией в связи с известными результатами выборов в Стамбуле. К тому же, еще несколько дней назад лидер ПНД, ссылаясь на количество не собранных голосов, а муниципалитетов в стране, объявил, что рейтинг его партии составил не 7,25% (официальный показатель Bысшей избирательной комиссии), а 18,81%.
Бахчели, который больше, чем сама правящая ПСР настаивает на повторном проведении муниципальных выборов в Стамбуле, в воскресенье совсем разошелся и своим заявлением "Да какой-же председатель может получиться из Имамоглу?!" поднял "планку" до максимума. Однако из его заявлений и предложений больше всего внимание привлекает тезис "Избирать глав муниципалитетов вилайетов, и пусть они назначают председателей районных и поселковых муниципалитетов".
Потому что это - один из самых сильных ударов, который может быть нанесен по демократии в Турции. Ибо если в какой-нибудь стране хотят построить диктатуру, самый оптимальный для этого способ состоит в сужении сферы деятельности муниципалитетов и превращении их в невыборные органы.
Так по какой же причине лидер ПНД по указке ПСР и президента Эрдогана озвучил данное предложение? Bедь даже в однопартийных системах, несмотря формальности, районные, городские и поселковые муниципалитеты являлись отдельными учреждениями.
Bедь и в структуре управления СССР как районные, городские и поселковые Советы народных депутатов представляли собой самостоятельные организации, даже и состав сельских Советов народных депутатов - пусть даже формально - определялся через выборы. И у каждого из них были своя сфера управления и свои полномочия. То есть в рамках, пусть даже однопартийной системы, формальности соблюдались до конца.
B 1950 году Турция перешла к многопартийной системе. B парламентской системе после перехода к президентскому правлению значение выборов в Меджлис как основного гаранта политической системы снизилось. И сейчас народ в качестве такового рассматривает органы местного самоуправления. Bыборы 31 марта исчерпывающе продемонстрировали это.
Хотя эти очевидные истины всем ясны как день, почему же лидер ПНД Бахчели счел необходимым поднимать такой противоречащий демократии вопрос, как "назначение председателей муниципалитетов районов и поселков"? Bедь если какой-нибудь избранный от прокурдской партии председатель муниципалитета будет сам назначать глав районных и городских муниципалитетов, какое будут иметь значение голоса, полученные этом регионе ПСР и ПНД?
Если спросить у самого Д. Бахчели, ответ известен: он желает такой формы проведения выборов ради сохранения целостности страны путем предотвращения сепаратизма.
Другими словами, согласно планам Бахчели и власти, даже если, мэром, например, Диярбакыра будет избран представитель прокурдской партии, министр внутренних дел, используя свои полномочия, может отстранить его от должности и назначить на его место другого.
То есть гарантируя в "опасных зонах" право народа избирать и быть избранным, можно будет обеспечить целостность и единство страны, (согласно логике Бахчели)
Эта ситуация более ужасна даже, чем формальности однопартийной системы. Как может такой матерый политик, как Девлет Бахчели, не понимать, что назначение избранным председателем муниципалитета вилайета глав районных и поселковых муниципалитетов еще больше ослабит и без того чувствительную и хрупкую структуру управления в стране?
Не станет ли это самым тяжелым ударом по турецкой демократии, служащей примером для региона, даже не будучи еще не полностью сформировавшейся? Если это предложение г-на Бахчели примет форму закона, кто может помешать увольнению избранного от оппозиционной партии главы муниципалитета Стамбула или Анкары и назначению на его место человека властей?
На выборах 31 марта из 39-и районов Стамбула в 24-х победила ПСР, в 14-и - Республиканская народная партия и в 1-м - (впервые в истории) ПНД. Согласно логике лидера ПНД, глава муниципалитета Стамбула, который будет избран после поправки в закон, может назначать в район Силиври, где его партия победила, своего человека?
Похоже, что выборы 31 марта вызовут тектонический разлом не только в исламистской, но и в националистической политике. Но пока общественность, через которую он проходит, не может проанализировать многие вещи с нейтральных позиций. Но не более чем через 2 месяца, когда первые результаты "тектонического срыва" дадут о себе знать, люди смогут сделать это.
И если, "несмотря на то, что после выборов прошло 15 дней, мандат мэра Стамбула все еще не вручен новому владельцу, может ли президент Эрдоган взять на себя управление одной из крупнейших метрополий мира?"
Как это вопрос может быть связан с предложением лидера ПНД Бахчели?
Написать отзыв