Последнее обновление

(3 часа назад)
Açıq mənbələrdən foto

Açıq mənbələrdən foto

Я знаю, что у Эрдогана, который установил единоличную систему правления в Турции, также есть много поклонников в Азербайджане. Мы не ошибемся, если назовем его очень харизматичным лидером братской страны последних десятилетий. Он - историческая фигура со многими достоинствами, от качества руководства до турецкого фанатизма, от волевого государственного деятеля до оратора.

Однако при таком большом количестве экономических спадов привести в квадрат людей, не совместимых с государственным управлением, с обществом под именем технократического корпуса  -настоящая проблема. Действительно удивительно видеть президента, который ведет себя так, как будто ничего не произошло, создавая впечатление лидера, оставшегося в одиночестве, потерявшего так много ярких членов команды (тех, кто имеет академическое образование, интеллектуалов). Слушая выступления государственного деятеля, известного своим акцентом на популистские проекты и имеющего много недостатков с точки зрения базового экономического мышления, я задаю себе вопрос: либо у президента нет совещательного органа, либо он никого не слушает и крайне самоуверен, независимо от мнения извне. Лично мне иногда кажется, что Эрдоган слишком упрям или вспыльчив. Это человек, который ужасно верит в свои собственные идеи и нетерпим к чужим мнениям, не терпящий никакой альтернативы.

Есть много макроэкономических показателей, которые показывают силу экономической команды Эрдогана. Однако есть несколько таких, которые бросаются в глаза: стойкий отрицательный платежный баланс (дефицит текущего счета), двузначная годовая инфляция, увеличение числа малообеспеченных групп населения при возрастающей зависимости от государства, рост двузначного уровня безработицы, приближающегося к 20 процентам, увеличение внешнего государственного долга до критического уровня и т. д. Это настолько важные макроэкономические показатели, что они очень важны для несбалансированных ситуаций.

Экономический рост в Турции


 

Анализ приведенной выше таблицы показывает, насколько чувствителен и неустойчив экономический рост. Однако, когда он был премьер-министром в 2011 году, объявляя о вызовах, стоящих перед экономикой в 2023 году, Эрдоган говорил о совершенно других целях:

• Годовой ВВП составит $2 трлн.;

• Национальный доход на душу населения составит $25 000;

• Ежегодный экспорт составит $500 млрд;

Несмотря на то, что для достижения поставленных целей осталось всего 3 года, можно измерить макроэкономические показатели по итогам 2020 года. Нынешняя ситуация в экономике выглядит следующим образом:

• Годовой ВВП составляет $717 млрд (1/3 от поставленной цели)

• Национальный доход на душу населения составляет $8000 (1/3 от цели)

• Ежегодный экспорт достигает $170 млрд (1/3 от поставленной цели)

Можно ли поверить, что в ближайшие 28 месяцев они смогут сделать то, что не смогли сделать за 228 месяцев с 2011 года? Это серьезный повод, чтобы глубоко задуматься.

Необходимо обратить внимание на отрицательный платежный баланс, который Турция терпит уже много лет. За годы, прошедшие с момента прихода Партии Справедливости и Равенства  Партии Справедливости и Равенства (ПСР) к власти в 2002 году, стало совершенно ясно, насколько отрицательным было сальдо текущего счета.


 

С тех пор как Эрдоган пришел к власти, платежный баланс имел отрицательное сальдо (дефицит текущего счета) в размере $570 млрд на 2003-2020 годы. Однако в период с 1980 по 2002 год он находился на уровне $27,2 млрд.

В целом, анализируя последние 17 лет, экономические аспекты правительства Эрдогана с 2003 года по настоящее время можно оценить на основе нескольких важных экономических параметров и результатов:

• Когда Эрдоган пришел к власти, доля Турции в экспорте высоких технологий упала с 6,12% в 2003 году до 3,23% в 2020 году.

• Доля Турции в развитых странах снизилась с 3,57% в 1980 году до 2,15% в 2019 году.

• Если в 2018 году государственный долг на душу населения составлял 12 400 лир в первом квартале 2021 года (март) он составил 22 150 лир.

• По официальным данным, в стране безработными являются 11 миллионов человек. Однако, по альтернативным подсчетам, число безработных составляет более 20 миллионов.

Понятно, что турецкая лира сотрясает рынки в условиях таких элементов экономического спада. В стране существует "холодная" денежная проблема. Как стабилизировать рынки "горячими" деньгами?

Правительство ПСР должно четко признать, что, несмотря на важное место Эрдогана в политическом прошлом Турции, турецкая община, инвесторы и другие акторы сообщества, похоже, не заинтересованы в том, чтобы идти с ним в будущее.

Маммед Талыблы

Написать отзыв

В мире

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей