Последнее обновление

(4 минуты назад)
MBS. Getty Images.

MBS. Getty Images.

CNN:  Древний портовый город Саудовской Аравии Джидда на Красном море, изнывающий от невыносимой жары самого жаркого в мире лета за всю историю наблюдений, не является очевидным выбором для урегулирования самого ожесточенного конфликта в мире, который в настоящее время бушует в Украине.

Тем не менее, будущий король королевства пустыни, наследный принц Мохаммед бен Салман - сокращенно MBS - думает, что может помочь. Прошлой осенью он сыграл определенную роль в освобождении западных наемников, захваченных российскими войсками во время боевых действий в Украине. Сейчас он проводит саммит, на котором обсуждается мир в стране.

Украинские официальные лица говорят, что это место является для них благом, “которое полностью разрушает представление России” о том, что Украину поддерживают только “страны коллективного Запада”. Они ожидают, что будут представлены до 40 стран, включая США и Индию.

За несколько дней до саммита украинцы изложили свои намерения. “Наша цель в Саудовской Аравии - выработать единое видение формулы и проработать возможности проведения будущего Глобального мирного саммита”, - сказали они, имея в виду мирный план Украины.

То, что Москва будет только “наблюдать” и не будет присутствовать, рискует превратить саммит в снежинку в пустыне, на мгновение потрясающую и вдохновляющую, но моргни - и все исчезнет.

Тем не менее, украинские чиновники возлагают на это свои надежды, “чтобы объединить мир вокруг Украины”. Белый дом направляет советника по национальной безопасности Джейка Салливана.

Чиновники Госдепартамента США расценивают это как “Украину на водительском месте”, возможность найти “потенциальное дипломатическое разрешение войны” и для стран, которые в противном случае могли бы не получить прямой связи из Киева, поговорить лицом к лицу с украинскими официальными лицами.

Первая сессия этой серии была незаметно проведена датчанами в июне и собрала представителей 15 стран, многие из которых с глобального юга, которые в разной степени симпатизируют аргументу Путина о том, что война была “необходимой”, что НАТО вынудило его вторгнуться в Украину.

Этот саммит не вызвал ни громких заголовков, ни заметного сдвига в сторону обязательного условия мира в Украине - вывода российских войск с Украины. Так что же изменилось на этот раз?

Во-первых, Саудовская Аравия, в отличие от Дании, открыто не принимала чью-либо сторону в войне. Что еще более важно, у MBS есть рычаги воздействия. Подобно дорогам, которые в свое время вели в Рим, Саудовская Аравия все чаще оказывается на стыке конкурирующих глобальных интересов.

Президент Байден приезжал в июле прошлого года, председатель КНР Си Цзиньпин посетил страну несколькими месяцами позже. Оба имели дело с MBS.

Байден смог развить их общее дипломатическое достижение - мирное соглашение в Йемене несколькими месяцами ранее. Си Цзиньпин говорил о бизнесе и подписал меморандумы о взаимопонимании на миллиарды долларов, но большинство из них не знали, что их отделяло всего несколько месяцев от сейсмического дипломатического прорыва.

Весной этого года Саудовская Аравия и Китай объявили о мирном плане укрепления доверия с Ираном, направленном на восстановление их враждебных отношений. До сих пор это срабатывало. Доверенные лица Ирана в Йемене, хуситы, прекратили наносить удары по Саудовской Аравии баллистическими ракетами иранского производства.

Две страны вновь открыли дипломатические представительства в своих столицах и предстоящей осенью, вероятно, распространят свое новообретенное сотрудничество на торговлю.

Чего больше всего хочет MBS, так это стабильного нефтяного рынка и укрепления торговых отношений по всему Персидскому заливу. Разногласия в регионе сами по себе опасны. Война - между богатой нефтью, обладающей ядерным оружием Россией и Украиной - может обернуться катастрофой.

Если он сможет приручить этого тигра, он сможет лучше спланировать, как воплотить в жизнь свои потусторонние и безумно дорогие видения будущего Саудовской Аравии, диверсифицирующейся за счет нефти, но при этом использующей огромное молодое население страны.

Его амбиции - это то, что движет им каждый день. В его идеальном мире Саудовская Аравия была бы доминирующим геополитическим игроком.

Частью выступления Байдена перед MBS, когда они встречались в прошлом году, было: не сокращайте добычу нефти, это вредит моим гражданам на заправках дома, и, кстати, помогает России финансировать ее войну на Украине, повышая цены на нефть.

Итак, что же сделал MBS несколько месяцев спустя? Сократите добычу нефти. Саудовские официальные лица заявляют, что они правильно оценивают ситуацию на нефтяных рынках и изменили добычу только в соответствии со своими собственными “национальными интересами”.

Этот момент не так хорошо восприняли в Вашингтоне. Тем не менее, сегодня основной закон дипломатии гласит, что у MBS есть потенциальные рычаги воздействия на Россию. Если саудовский властелин может поднять цены на нефть, он может и понизить их. Не хочу сказать, что он это сделает, но он мог бы, и Путин тоже это будет знать.

Дипломатия, в которой участвует MBS, заключается в переосмыслении роли арабов Персидского залива. Заинтересованные стороны, обладающие реальным влиянием, а не соперники, вцепившиеся друг другу в глотки в прошлые годы.

Это незавершенная работа, но он видит, куда хочет идти, и отчасти это связано с одной из самых острых проблем Ближнего Востока: сближением Саудовской Аравии с Израилем.

По этому поводу ведутся переговоры Саудовской Аравии с США, которые, как сообщается, включают в себя атомные электростанции для внутренней энергетики, истребители F-35 и гарантии безопасности для королевства пустыни.

США хотят компромиссов от саудовцев, и наоборот.

Все это, конечно, выходит далеко за рамки мирного саммита в Джидде и неспровоцированной агрессивной войны России на Украине. Тем не менее, это показывает, что существует множество изменений, рог изобилия потенциальных услуг и растущие возможности того, чего можно достичь.

Не в последнюю очередь, как крупнейший сторонник Украины, США высоко оценивают тот факт, что Саудовская Аравия отошла от дипломатической линии, чтобы помочь Зеленскому.

Помимо Ирана, есть и другие области, где интересы Китая и Саудовской Аравии совпадают, не в последнюю очередь из-за их взаимной озабоченности рисками для их экономик, связанными с неконтролируемой эскалацией необузданной войны на границе одного из их крупнейших рынков - Европы.

Без экономической поддержки Китая экономика России и ее способность вести войну на Украине могут рухнуть. В меньшей степени некоторые страны глобального юга, которые, возможно, присутствуют за столом переговоров в Джидде, также помогают поддерживать войну Путина, покупая газ, нефть и другие товары, которые он больше не может продавать в Европе.

Именно на эти страны украинцы больше всего хотят произвести впечатление мирной инициативой президента Владимира Зеленского из 10 пунктов в Джидде. Хотя она была опубликована в декабре прошлого года, они считают, что она была искажена российской пропагандой, и надеются исправить нанесенный ущерб.

Только на прошлой неделе Путин проигнорировал свое собственное незаконное вторжение и обвинил Украину в отсутствии мира, когда представители Африканского союза на спонсируемой Кремлем конференции по Африке в Санкт-Петербурге потребовали от него добиться прекращения огня.

В типичной для Кремля инверсии логики и реальности он сказал им, что “для того, чтобы начать процесс, необходимо соглашение с обеих сторон”, что “прекращение огня трудно осуществить, когда украинская армия переходит в наступление”.

Противодействие ревизионистской лжи Путина, вероятно, заставит представителей Украины в Джидде быть чрезвычайно занятыми, поскольку официальные лица заявляют, что планируют встретиться индивидуально и коллективно с другими делегатами по “каждому пункту [Формулы мира из 10 пунктов]”.

Написать отзыв

В мире

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей