Сильные результаты Эрдогана сигнализируют о том, что для Ближнего Востока «бизнес идет как обычно»
Reuters: Перспектива того, что Тайип Эрдоган выиграет еще один президентский срок в Турции, когда-то вызвала бы тревогу на Ближнем Востоке, но после того, как в последние годы он занял более примирительную позицию, его сильные результаты на выборах в воскресенье вызвали небольшое волнение. .
Эрдоган набрал чуть менее половины голосов и выглядит хорошо подготовленным для второго тура 28 мая против лидера оппозиции Кемаля Киличдароглу, вопреки некоторым прогнозам, что он может полностью проиграть.
Более 20 лет Эрдоган отстаивал сильную региональную политику, отправляя войска для борьбы с курдами в Ираке, захватывая приграничные анклавы в Сирии и поддерживая правительственные силы в Ливии, бросая вызов другим ближневосточным державам.
Но когда экономика Турции пошатнулась, Эрдоган изменил свой подход, достигнув компромисса с такими соперниками, как Объединенные Арабские Эмираты, но не отведя турецкие войска на землю.
В то время как некоторые курдские группы по-прежнему считают Эрдогана непримиримым врагом, большинство правительств Ближнего Востока стали рассматривать турецкого лидера как часть приемлемого статус-кво в неспокойном регионе.
«Страны Персидского залива предпочитают преемственность изменениям… человек, которого мы знаем, лучше, чем человек, которого мы не знаем», — сказал Абдулхалек Абдулла, политический обозреватель из ОАЭ.
Эрдоган поссорился с ОАЭ, Саудовской Аравией и Египтом из-за его поддержки исламистов после «арабской весны». Но когда восстания в основном закончились, а «Братья-мусульмане» в регионе ослабли, они в значительной степени уладили свой конфликт.
Он восстановил отношения с ОАЭ в 2021 году и с Эр-Риядом в прошлом году, получив взамен инвестиции и экономическую помощь.
Этот примирительный подход также помог охладить конфликт в Ливии, где ОАЭ и Египет поддержали восточные силы против правительства Триполи, поддерживаемого Турцией. В условиях непростого мира после того, как ее войска завершили наступление на восток в 2020 году, Анкара теперь имеет связи на старых линиях фронта.
«Это обычный бизнес (после выборов), и Турция останется влиятельной державой, с которой все хотят работать», — сказал Тарек Мегериси, эксперт по Ливии в Европейском совете по международным отношениям.
СИРИЯ И ИРАК
Когда в Сирии началась гражданская война, Эрдоган поддержал повстанцев против президента Башара Асада. Но когда миллионы сирийских беженцев перебрались в Турцию и после того, как курдские боевики установили присутствие на границе, он изменил акцент.
Он работал с главными сторонниками Асада, Россией и Ираном, чтобы время от времени сдерживать конфликт, одновременно отправляя войска в Сирию вместе с повстанцами для захвата территории у курдских группировок.
В повстанческих районах, где поддержка Турции помогла отразить атаки сирийского правительства, некоторые выразили поддержку Эрдогану, опасаясь, что Киличдароглу прекратит свою военную поддержку и отправит беженцев обратно в Сирию.
Но в большинстве курдских районов некоторые еще надеялись на победу оппозиции во втором туре.
«Мы хотели бы, чтобы следующим президентом был Кылычдороглы не потому, что он лучше Эрдогана, а потому, что есть плохие и есть еще хуже», — сказал Азиз Сулейман, курдский политик на севере Сирии, назвав турецкого президента «бичом».
Эта точка зрения была поддержана в северном Ираке, где Турция направила войска против курдских боевиков, поддерживая при этом рабочие отношения с курдскими властями в Эрбиле.
«Он всегда бомбит более широкий регион. Если он уйдет, может быть, ситуация изменится», — сказал 30-летний Рабер Махмуд Ахмед, водитель из Эрбиля.
Камаран Отман, который документирует потери в ходе турецких операций в Ираке, сказал, что у него мало надежды на то, что победа оппозиции в Турции изменит ситуацию в долгосрочной перспективе, но опасается, что победа Эрдогана вызовет новые раздоры.
«Если Эрдоган будет переизбран, он вернется еще более могущественным и будет деспотичным с точки зрения безопасности в регионе. Это будет очень плохо», — сказал он.
Однако в Багдаде некоторые политики «предпочли бы иметь дело с дьяволом, которого они знают», сказал Билал Вахаб из Вашингтонского института ближневосточной политики.
Одним из последствий победы Эрдогана для Ирака может стать экспорт нефти. К огорчению Багдада, в марте Турция закрыла трубопровод из-за спора о нефти, экспортируемой автономным курдским регионом Ирака.
«Если Эрдоган победит, он может почувствовать себя более уверенно в своих отношениях с Ираком и… потребовать от Багдада и Эрбиля больше уступок», — сказал Вахаб.
Написать отзыв