tibbqazeti.az
«Если бы азербайджанское правительство считало получение помощи от USAID неприемлемым, то само бы от нее отказалось»
После выступления помощника госсекретаря Джеймса О'Брайена 15 ноября в комитете по иностранным делам Конгресса о будущем «Нагорного Карабаха» мы стали свидетелями противоречивых изменений во взаимотношениях Азербайджана и США. После его выступления проправительственные медиа опубликовали серию статей в которых, намекая на потенциальную напряженность в двусторонних отношениях, осуждали политику США.
Эти публикации, распространяемые через аффилированные с правительством медиа-каналы, были направлены в независимые медиа-организации, неправительственные организации (НПО) и членам гражданского общества в Азербайджане в форме критики. Эти публикации предполагают возможность финансирования указанных организаций со стороны USAID за выполнение заказов.
В чем причина этого? Не пользовалось ли правительство само помощью поступающей от этих организаций? Почему государственные медиа, которые увязав названия независимых НПО и медиа-организаций с этими организациями, называют их «предателями», умалчивают о средствах, выделенных этими организациями правительству Азербайджана?
На вопросы ASTNA отвечает руководитель Института Гражданских Прав Башир Сулейманлы.
* * *
Вопрос: Вот уже нескольких дней ряд приближенные к власти медиа разразились серией статей о ряде действующих в Азербайджане медиа-структурах, а также НПО, активных членах гражданского общества. В этих статьях содержатся намеки на то, что указанные организации и отдельные лица финансируются и выполняют заказы агентства США по международному развитию (USAID). Обоснованы ли эти публикации?
Ответ: Этот процесс не нов. В Азербайджане отношение к независимым медиа, гражданскому обществу всегда было негативным. Периодически этот процесс этот может замедлиться из-за различных геополитических интересов, но обычно с повестки дня властей не сходит. Публикация статей по боьшей части возобновляются тогда, когда ухудшаются отношения между Азербайджаном и США ухудшаются или когда какая-то международная организация публикует отчет. Мы уже много лет являемся свидетелями этого. И это ненормальное явление. Межгосударственные отношения не могут быть приписаны каким-либо институтам.
USAID является главной финансовой структурой США. Она свыше 30 лет работает в Азербайджане. С 1991 года Азербайджану была оказана помощь в размере $481 млн. Выделенные средства поступают по большей части в государственные структуры – потрачены на улучшение ситуации в сфере здравоохранения, образования, экономики, правосудия и т. д. Если бы правительство Азербайджана не сочло финансирование приемлемым, оно само отказалось бы от помощи USAID. Более того, согласно межправительственному соглашению между Азербайджаном и США, помощь, поступающая из США, особождена от налогообложения. То есть, правительство само дало зеленый свет на поступление помощи США в Азербайджан. В стране лишь очень незначительная часть помощи расходуется на гражданское общество, развитие свободных медиа. И это понятно. Институты США и Европы заинтересованы в общественном контроле над финансами. Претензии о наличии здесь каких-то заказов, поручений, могут быть лишь от незнания.
Вопрос: Почему эти статьи публикуются сейчас?
Ответ: Я ранее говорил об этом. Причина – охлаждение, возникшее в азербайджано-американских отношениях . Нескрываемая симпатия главы USAID Саманты Пауэр к армянам вызывает раздражение у азербайджанских властей. Правительство Азербайджана не приемлет одностороннего отношения и считает, что деятельность и подход Саманты Пауэр предвзяты. На самом деле я тоже считаю, что те кто возглавляет такие институты, должны быть максимально непредвзятыми. Такие конфликты требуют особенно чуткого отношения. Следует учитывать региональные, геополитические реалии. Географическое положение и общественно-политические взгляды Азербайджана должны быть пересмотрены. В противном случае результатом будет неудача.
С другой стороны, большая битва за Кавказ, за контроль над крупной коммуникационной системой неизбежно толкает нас в гущу больших игр. Мы, даже не осознавая этого, становимся частью глобальной войны. В таких гибридных войнах обычно используется мягкая сила или же пресса.
Вопрос: Какова цель всего этого и к чему может привести?
Ответ: Как уже было сказано, цель – контроль на регионом и коммуникациями. Какая сила контролирует мегахабы, та и будет индикатором глобальной силы. Запад уже сумел вовлечь Армению в процесс. Остается главное ключевое государство региона, а именно Азербайджан. А правительство Азербайджана предпочитает придерживаться равноудаленности от обеих сторон. Власть не сторонница чрезмерного сближения с великими державами. Она считает, что последствия этого могут быть такими как в Украине. Смотрите, представители российского правительства обвиняют Армению в том, что она идет по пути Украины, и даже угрожают ей. И в этой ситуации правительство Азербайджана беспокоится. Предпочитает выглядеть нейтральными, далекими от Запада. Но и это неудачная тактика. Может быть, десять лет назад вызовы были иными. Но сейчас мы фактически находимся на пороге больших войн. Россия - Украина, Израиль -Палестина – горячие точки. Азербайджано-армянский конфликт, похоже, закончился, но угли его еще тлеют. А извне всегда можно подбросить дров. К тому же армянское лобби усердно старается потеснить нас на всех площадках. Если не учесть все это то, Азербайджан может, будучи правым, оказаться в положении неправого.
Вопрос: В этих статьях Агентство США по международному развитию (USAID) подвергается резкой критике. USAID до сих пор выделял средства исключительно медиа и НПО ?
Ответ: Разумеется нет. Потраченный до сих пор USAID $481 млн выделил главным образом госструктурам. К примеру, в последние годы он финансировал различные программы TƏBİB. Помимо этого, USAID внес большой вклад в возрождение экономики, пропагандирование малого предпринимательства. Также и в сферу образования. Информации об этом на сайте USAID предостаточно. Значительная часть выделяемой поддержки была направлена на финансирование государственных программ.
Вопрос: В свое время, в 2013-2014 годах – еще до вашего ареста, в медиа была серия таких публикаций. Эти статьи, как бы являлись анонсом неких преследований. Но этот период миновал. Эти люди вышли на свободу, получили компенсации и оправдания по решениям Европейского суда. Почему власти не прекращают эту риторику?
Ответ: В ту пору был примерно тот же процесс. Как говорится, «одна волна, одна координата». На самом деле период не завершен, он просто изменил свою форму. Да и оправдания и компенсации коснулись не всех. Просто тогда падение цены на нефть и быстрое таяние валютных резервов Азербайджана заставили правительство отступить. Но, как только они усилились, процесс продолжился. Ужесточили законы, ограничили деятельность, усилили преследования, а теперь приступили к арестам.
Вопрос: Высказывались мнения, что после решения карабахской проблемы правительство пойдет на реформы, встанет на путь демократизации. Соответствует ли то, что происходит сейчас, этим мнениям?
Ответ: Ну, это были всего лишь предположения. Не стоит осуждать людей за это. Наш народ жаждал мира и согласия, и поэтому он был заинтересован даже в том, чтобы забыть старые обиды и с оптимизмом смотреть в будущее. По этой причине многие ожидали, что после того, как наконеу будет решена наша самая большая проблема – проблема Карабаха, ситуация в стране должна улучшиться. Теперь необходимо провести глубокие реформы и быстро развивать страну, чтобы внешнее влияние не подчинили страну своим интересам. В том числе в Карабахе должна быть построена современная инфраструктура, в стране должна быть восстановлена социальная справедливость. Расслоение должно быть устранено. Но, к сожалению, власти опять продолжают прежнюю политику.
Вопрос: Каковы ваши рекомендации?
Ответ: Какие могут быть рекомендации в такой ситуации. Власть пошла по пути регресса, а не прогресса. Продолжение преследований, арестов ведет страну во тьму.
Написать отзыв