Уходящий 2020 год вывел не только экономику Азербайджана, но и глобальную экономику с пути развития. Ослабление глобального спроса в связи с негативным воздействием пандемии COVID-19, которая угрожала всем в течение прошлого года, создало аналогичные проблемы для большинства стран с различными экономическими структурами и системами: потребительские расходы сократились, государственные расходы увеличились, инвестиции и торговый оборот также были ограничены, фискальная дисциплина была нарушена, а долги увеличились. В результате всего этого равновесие в мировой экономике нарушилось, ослабли цепочки создания стоимости, долги достигли максимума, и все это особенно сильно затронуло экономики стран с тесной интеграцией в мировой рынок. Подавляющее большинство из них, в том числе Азербайджан, завершают 2020 год с негативными итогами, в стране образовался дефицит платежного баланса, снизились доходы населения, в реальном секторе экономики наблюдается спад. В сложившейся ситуации правительство Азербайджана для обеспечения фискального баланса нарушило 3-процентный лимит дефицита бюджета и правила трансфертов из Нефтяного фонда.
Несмотря на то, что уровень экономического спада, зафиксированный в Азербайджане в 2020 году, ниже среднего по миру (1), национальная экономика вступает в 2021 год в более тяжелых условиях. Эти условия усугубляются продолжающейся во всем мире неопределенностью в связи с пандемией, которая наносит негативные шоки экономике и потребителю, еще не до конца понятной в этих условиях глобальной экономической конъюнктурой, колебаниями инвесторов.
В то время как средние цены на нефть в 2021 году будут выше, чем в прошлом году, есть ожидания, что совокупные детерминанты спроса, такие как значительное ослабление потребления и инвестиций в 2020 году, сравнительно восстановятся, тем не менее, с большой вероятностью можно утверждать, что сравнительный рост, построенный на ценовом факторе доходов от природных ресурсов, не будет достаточен для повышения устойчивости к кризису.
Важным вопросом, который необходимо решить в 2021 году, является формирование бизнес-среды с более благоприятными условиями для привлечения инвестиций в национальную экономику. Призывы, появившиеся после 44-дневной Отечественной войны за освобождение оккупированных территорий, создают новые потребности на следующий год.
Удовлетворить эти потребности, как прежде, будет невозможно только за счет положительной корреляции между трансфертами из госбюджета в Государственный нефтяной фонд и расходами на государственные капитальные вложения в госбюджет. Для этого в 2021 году следует понизить доминирующую роль внутренних источников в совокупных инвестициях, диверсифицировать источники финансирования за счет государственно-частного партнерства. Все это также требует поддержания финансовой стабильности и низких темпов инфляции. В заявлении об основных направлениях денежно-кредитной политики Центрального банка Азербайджанской Республики на 2021 год говорится, что конечной целью денежно-кредитной политики в 2021 году будет управление инфляцией в коридоре 4±2% (1).
Одним из важных факторов для экономики Азербайджана является цена на нефть на мировом рынке на 2021 год. По оценкам ведущих аналитических центров, к 2021 году консенсус-цена прогнозируется на уровне 48 долларов США за 1 баррель. Поэтому при подготовке бюджета правительство Азербайджана приняло базовую цену на нефть на уровне 45 долларов за баррель. Цена на нефть на мировом рынке будет зависеть от уровня совокупного спроса на энергоносители в мировой экономике, которая напрямую зависит от того, на каком уровне находятся масштабы воздействия пандемии COVID-19. В зависимости от всего этого, в 2021 году ожидается постепенное восстановление экономической активности в реальном секторе экономики Азербайджана. По официальным прогнозам, темпы реального экономического роста в 2021 году по базовому сценарию составят 3,4 процента, в том числе по ненефтяному сектору - 3,1 процента.
Согласно прогнозу, производство ВВП в стране вырастет на 4,8% в 2022 году, на 3,7% в 2023 году и на 3,1% в 2024 году. Что касается ненефтяного ВВП, то его рост, как ожидается, составит 4,1% в 2022 году, 3,5% в 2023 году и 3,6% в 2024 году. Похоже, что в 2021-2024 годах ненефтяной ВВП также вырастет в среднем на 3,7%.
Согласно утвержденному на днях Милли Меджлисом бюджету, в следующем году расходы госбюджета с 2020 года вырастут на 3,8 процента, в том числе капитальные расходы-на 7,9 процента. 7,7 процента расходов будет направлено на проект по восстановлению и реконструкции территорий, освобожденных от оккупации. Таким образом, увеличение государственных расходов и капиталовложений за счет различных источников посредством восстановительных работ на освобожденных территориях может стать одним из основных факторов, способствующих экономическому возрождению в 2021 году.
Одним из драйверов экономического роста в 2021 году может стать продажа государством активов и приватизация крупных государственных предприятий. Несмотря на то, что начавшее свою деятельность с 7 августа 2020 года публичное юридическое лицо “Азербайджанский Инвестиционный Холдинг” уже начало работу в этом направлении, эффективность структурных реформ в экономике в долгосрочной перспективе будет зависеть от поиска и вовлечения в этот процесс здорового инвестора. Продажа активов в краткосрочном периоде может стать одним из источников финансирования дефицита бюджета на уровне 4,1 процента ВВП, ожидаемого в 2021 году.
В любом случае структурные реформы, которые будут проведены в 2021 году, не приведут к существенным изменениям в долговых обязательствах крупных государственных предприятий. Так, в 2021 году наряду с государственным бюджетом увеличатся расходы крупных государственных предприятий на внешние долговые обязательства. Этот фактор послужит контраргументом для предотвращения девальвации маната в 2021 году. Тем не менее, вероятность девальвации маната будет высокой и в 2021 году, а ее реализация будет зависеть от динамики валютных поступлений от экспорта и мировых рыночных цен на нефть.
Увеличение расходов на оборону в 2021 году, в частности, непроизводственные расходы Государственной пограничной службы на строительство инфраструктуры вдоль границ Азербайджана с Ираном и Азербайджаном с Арменией, также увеличит финансовое бремя государства.
Рост социальных обязательств послевоенного периода, ограничение возможностей перераспределения государственных расходов в этом направлении с частным сектором, а также расширение масштабов безработицы и бедности усилят социальную напряженность в 2021 году. Расширение потенциала создания новых рабочих мест в национальной экономике будет зависеть не только от создания благоприятного делового климата, но и от легализации теневой экономики, усиления борьбы с коррупцией и монополизмом, либерализации экономики и торговли, уровня фискальной и административной децентрализации. Поэтому 2021 год ставит перед правительством ряд важных, требующих разрешения задач. У правительства нет альтернативы, кроме как провести структурные и институциональные реформы в экономике, чтобы справиться с этими задачами.
Губад Ибадоглу
1.В то время как в 2020 году прогнозируется спад экономики Азербайджана примерно на 4 процента, по оценкам Международного валютного фонда, в мировой экономике ожидается спад на 4,4 процента.
2. https://uploads.cbar.az/assets/9b4b96ac788913178d228342d.pdf
Написать отзыв