Последнее обновление

(8 минут назад)
На фото: Встреча руководства российских миротворцев с лидерами сепаратистов

На фото: Встреча руководства российских миротворцев с лидерами сепаратистов

Среди многих проблем нынешнее положение вещей  с неосвобожденными и освобожденными землями являются ведущими проблемами Азербайджана и тесно взаимосвязаны. Ситуация на неосвобожденных территориях (где действуют сепаратисты) и вокруг них еще сложнее, потому что полное решение проблемы зависит не только от нас.

Хотя встречи в Сочи и Брюсселе, состоявшиеся в конце прошлого года, породили большие надежды на то, что пассивные переговоры по нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией в течение года перейдут в активную фазу, однако с начала года предпринимались попытки постепенно вернуться к довоенному сценарию.

 События в Казахстане полностью нарушили обычное для начала нового года замедление, застой и затишье в политических и социальных процессах идущих в мире, и мы стали свидетелями внимания мира к происходящим в этой стране событиям.

По мере стабилизации ситуации в Казахстане все постепенно вынуждены вернуться к своим проблемам, включая Азербайджан и Армению. Несмотря на то, что события в Казахстане полностью не утихли, на границе с Арменией были очередные провокации, и, к сожалению, снова у нас были жертвы.

Можно сказать, что раньше сторон конфликта активную позицию продемонстрировал Кремль. На прошлой неделе, 14 января, на традиционном брифинге в МИД России отвечая на вопрос в связи с Карабахом министр иностранных дел Сергей Лавров вновь заявил о целях России. В этом вопросе нашли свое отражение, как старая позиция, так и возможные новые ситуации.

Старая позиция заключается в том, что глава российской дипломатии Сергей Лавров вновь вернулся к делимитации границ и заявил, что демаркация границ не имеет никакого отношения к карабахской проблеме. Иными словами, Кремль в очередной раз дал понять сторонам, что ваш пограничный спор не имеет ничего общего с пребыванием России в Карабахе и что окончательный статус Карабаха еще не урегулирован. Это предмет дискуссий в перспективе и Россия останется в Карабахе на неопределенный срок.

Нельзя забывать, что хотя соглашение от 10 ноября указывает для этого максимум - 2030 г., известная по другим источникам конфликтов на постсоветском пространстве линия в политике России – это продление сроков и направление их (конфликтов – прим. Ред.) в совершенно ином направлении.

Россия также внедрилась в Абхазию и Южную Осетию в статусе миротворца. В 2008 году Россия признала сепаратистские режимы как государства и фактически оккупировала территорию Грузии. Есть немало опасений по поводу реализации такого сценария и в Карабахе. Действия России в Карабахе с момента ее появления там ни в коем случае не служили миру. Все ее действия, начиная от строительства церкви в Ходжалы, установки известных бюстов, до пропуска представителей других стран через границу без разрешения Азербайджана, направлены на стимулирование сепаратистского режима.

Кстати, 20 января официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что въезд иностранных граждан в Азербайджан через Лачынский коридор является исключительным правом России.

Высказывания Лаврова о новой позиции Армении по демаркации не замедлили себя ждать, и, каким бы противоречивым это ни казалось, стало ясно, что нам выдвигает условие потерпевшая поражение Армения. Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян заявил, что армия должна отойти от границы, взять под контроль пограничные войска, а затем начать работы по делимитации и демаркации. Кроме того, касаясь статуса Карабаха, он озвучил условие, что «в вопросе статуса не может быть никаких ограничений». Был вновь повторен тезис о необходимости возобновления деятельности Минской группы и другие предложения, противоречащие позиции Азербайджана. Нет сомнения, что выдвижение условий побежденным государством обусловлено не только его волей.

Картина ясна. Армения и Россия пытаются затянуть демаркацию границы и полное урегулирование карабахского конфликта. Армения заинтересована в том, чтобы геополитическая реальность в регионе однажды изменилась в ее пользу, а Россия заинтересована в недопущении полного урегулирования конфликта, чтобы сохранить свое влияние и возможность оказывать давление на Южном Кавказе. Какие шаги должен предпринять в таком случае Азербайджан?

Нам известно, где проходят наши международно признанные границы. Не принимая условий Армении, и не дожидаясь создания двусторонней комиссии, мы должны создать сплошную пограничную полосу на наших границах, создав пограничные инженерные сооружения в соответствии с самыми современными стандартами. Мы должны начать переговоры с установлением конкретных сроков эвакуации с оккупированных анклавных сел в направлении Газахского района. Сегодня признание Арменией  наших границ и территориальной целостности, подписание ею мирного соглашения нереально, и надеяться на это нельзя.

Мы должны требовать в соответствии с соглашением от 10 ноября вывода вооруженных сил Армении с территории Азербайджана до последнего человека.

Как было сказано выше, вторая проблема связана с возвращением на освобожденные земли. Произошедшее, за прошедшие после войны 14 месяцев, говорит о том, что возвращение наших вынужденных переселенцев в  свои дома в бывшем Нагорно-Карабахском регионе выглядит не как свет в конце туннеля, а как мечта. Сегодня в обществе нет четкого представления о возвращении не только в бывший Нагорный Карабах, но и на освобожденные земли. Вопрос, - «вернетесь ли вы после освобождения земель?», - вызывает у вынужденных переселенцев отвращение. Но еще большее усугубляют это чувство в последние дни, условия автобусных маршрутов, которые будут возить людей в Шушу и Агдам. Помимо абсурдности, условие, по которому «гражданин может выезжать раз в год» в указанные регионы,  означает, что жители тех мест не должны ожидать, что смогут переселиться в родные края в ближайшем будущем. Более того, вражеская пропаганда использует эту ситуацию в своих интересах, для укрепления сепаратистского режима.

Реальные и естественные причины известны: разминирование территорий, создание жизненно важных объектов - электричества, воды, отопления, дорожной инфраструктуры, трудности с выделением средств на эти работы и т.д. Все перечисленные работы требуют времени, но, если проблему возвращения в целом будет решать только государство, то  оно продлится несколько десятков лет. Если создание инфраструктуры и разминирование – это задача государства, то в процессе заселения должны быть задействованы максимум сил и возможностей жителей этих мест, конечно же, под контролем государства.  И, по мере затягивания возвращения на освобожденные земли, число желающих переселиться будет на самом деле сокращаться. Сегодня людям, которые провели свое отрочество и юность в тех местах, в среднем 45-55 лет. Небольшая часть из них — пожилые люди, и у них желание вернуться сильнее.  И, поскольку эта категория людей естественным образом сокращается, то будет уменьшаться и число людей, возвращающихся в эти места. Такое положение для людей, живущих надеждой, жизненная трагедия.

В 2022 году Азербайджан стоит пред серьезнейшими дипломатическими, военными и экономическими вызовами, как с точки зрения неосвобожденных земель и государственных границ, так и с точки зрения освобожденных территорий.

Ильхам Исмаил

Написать отзыв

Аналитика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей