27 августа президент Ильхам Алиев подписал указ о создании Государственного агентства по антимонопольному регулированию и контролю за потребительским рынком при президенте на базе Государственной службы по антимонопольному регулированию и контролю за потребительским рынком при Министерстве экономики Азербайджана.
Первый в Азербайджане институт по борьбе с монополиями — Комитет по антимонопольной политике и содействию предпринимательству — был создан еще в 1992 году. В 2001 году этот комитет был включен в состав Министерства экономического развития и начал функционировать как Департамент антимонопольной политики. 28 декабря 2006 года при Министерстве экономического развития была создана Государственная служба по антимонопольной политике, в круг полномочий которой был включен надзор за потребительским рынком. В 2009 году указом президента учреждение было переименовано в «Государственную службу по антимонопольной политике и защите прав потребителей». В 2017 году в структуре Министерства экономики было создано Государственное агентство по антимонопольной политике и контролю за потребительским рынком. 23 октября 2019 года агентству был возвращен статус государственной службы.
Привели ли эти изменения к значительным позитивным изменениям в сфере антимонопольных усилий? Связана ли проблема с тем, в рамках какой организации действует учреждение?
Своими мыслями по этому поводу с ASTNA поделился адвокат Акрам Гасанов.
* * *
Вопрос: Акрам бей, как вам известно, 27 августа Президент Ильхам Алиев подписал указ о создании Государственного агентства по антимонопольному и регулированию потребительского рынка при Президенте на базе Государственной службы по антимонопольному и регулированию потребительского рынка при Министерстве экономики. Можно ли это считать позитивным изменением?
Ответ: Да, это позитивное изменение, потому что до сих пор было ненормально, чтобы это агентство подчинялось Министерству экономики. Это министерство является одной из главных причин монополизма в стране. Большинство государственных предприятий находятся под его контролем, и оно также курирует государственные закупки. Другими словами, министерство в первую очередь является сторонником монополистов. Я неоднократно высказывал свое мнение по этому поводу и предлагал вывести агентство из-под контроля министерства и сделать его независимым.
Вопрос: Этот институт, созданный в 1992 году, со временем претерпел ряд изменений. Однако, по мнению экспертов, ни одно из этих изменений не привело к существенным позитивным изменениям в сфере антимонопольной деятельности. Связан ли вопрос с тем, действует ли институт под чьим-либо руководством или самостоятельно?
Ответ: Конечно, вопрос не только в этом, но и отчасти в этом. Все начинается с этого вопроса. Главный покровитель монополистов не может бороться с монополизмом.
Вопрос: По мнению экспертов, если бы в стране были реальные возможности решительно бороться с монополизмом, то институт мог бы эффективно работать при любом министерстве. Что мешает его эффективной работе?
Ответ: Как волк не может защитить стадо овец, так и это министерство не может защитить предпринимателей от монополизма и недобросовестной конкуренции, а также защитить потребителей от предпринимателей. Не будем забывать, что в состав министерства входит и налоговая служба. Поэтому его главная цель — наполнение государственного бюджета. Для достижения этой цели Министерство экономики не может по-настоящему бороться с монополизмом. Пока налоги собираются, а бюджет наполняется, они довольны. Конечно, такой подход в долгосрочной перспективе приведет страну к катастрофе. Но у нас даже среднесрочного планирования нет. И чиновники, и общественность живут только сегодняшним днем.
Вопрос: Считаете ли вы, что тот, кто или что препятствует работе этого учреждения, больше не сможет влиять на него теперь, когда оно стало независимым?
Ответ: Они, безусловно, повлияют. В этом плане ничего не изменится. Разница лишь в том, что влияния теперь будут исходить с разных сторон, что может немного смягчить результат. До сих пор многие вопросы находились в руках министра экономики.
Вопрос: Сможет ли этот институт в дальнейшем защищать права потребителей? Какие шаги необходимо предпринять для этого?
Ответ: Скорее всего, новый институт будет более успешен в этой области. Поскольку он не будет напрямую находиться под влиянием крупных государственных предприятий, они будут более осторожны, и институт сможет решать проблемы потребителей. Конечно, это не относится к большим запросам потребителей, но большинство запросов потребителей и так невелики.
Вопрос: Где и как следует начать настоящую борьбу с монополизмом?
Ответ: Начать нужно с трех вещей: обеспечение прозрачности государственного реестра недвижимости, государственного реестра коммерческих юридических лиц и представления деклараций о доходах и расходах должностными лицами. Только тогда будет общественный контроль в этой сфере, и ведомство не будет работать по приказам и распоряжениям. Известно, что за монополизмом в основном стоят должностные лица. Если будут известны их доходы и расходы, то не только уменьшится коррупция, но и недобросовестная конкуренция, монополистическая практика. Если государственные реестры будут открыты, то мы будем точно знать, кому принадлежит какая компания или имущество, какие связи между ними существуют и т. д. Без этого очевидно, что реального намерения бороться с коррупцией и монополизмом в стране нет.
Написать отзыв