В Азербайджане прошли очередные выборы. Внеочередные парламентские выборы, состоявшиеся 1 сентября, остались позади. Это были вторые внеочередные выборы за год. Ранее, в феврале, состоялись внеочередные президентские выборы.
По предварительным результатам, объявленным Центральной избирательной комиссией (ЦИК), правящая партия «Ени Азербайджан» (ПЕА) получила 54,4% парламентских мандатов, сохранив свое доминирующее положение в парламенте.
За выборами наблюдали 60 депутатов Парламентской ассамблеи ОБСЕ и 300 членов миссии наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ.
Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) не была приглашена для наблюдения за внеочередными выборами. Азербайджан также не пригласил делегацию ПАСЕ для наблюдения за внеочередными президентскими выборами, состоявшимися в феврале этого года. Одной из причин отказа стало приостановление полномочий делегации Азербайджана в ПАСЕ сроком на один год.
Недавно Министерство иностранных дел (МИД) Азербайджана заявило, что депутаты, проголосовавшие против делегации Азербайджана в ПАСЕ, были добавлены в список нежелательных лиц.
На прошлой неделе во время визита в Италию президент Азербайджана Ильхам Алиев рассказал о напряженных отношениях страны с ПАСЕ, заявив, что запрет на визиты некоторых членов ПАСЕ в Азербайджан будет снят, как только делегация Азербайджана вернется в ассамблею: «Если они изменят свое решение и восстановят наши права, то это так называемое эмбарго также будет снято».
Может ли мандат новой азербайджанской делегации в ПАСЕ быть подтвержден после выборов?
Башир Сулейманлы, глава Института прав граждан, ответил на вопросы ASTNA по этому поводу.
* * *
Вопрос: Башир бей, внеочередные парламентские выборы завершились, и были объявлены основные кандидаты. Произошли ли на этот раз какие-либо существенные изменения в составе парламента?
Ответ: Если я не ошибаюсь, 26 человек из предыдущего состава уже не входят в состав нового парламента. Часть из них заменили люди, которые либо работали в парламенте ранее, либо входили в политическую команду. Другая группа совершенно новая. Однако это не меняет реалий. Главное, чтобы в парламенте было представительство и плюрализм. Должны быть защищены интересы граждан и избирателей. Главные вопросы страны должны стать предметом обсуждения. Парламент не должен заниматься только техническими обсуждениями и утверждением законов, присланных администрацией. Я помню, что перед выборами 2020 года были сообщения о том, что нынешние депутаты должны избираться на основе реальных голосов избирателей. Политическая власть не была заинтересована в том, чтобы их имена были вытащены из урны от их имени. В это время депутаты обходили избирательные участки, обнимали пожилых людей и целовали им руки. Когда начались эти выборы, некоторые люди вспомнили это зрелище с предыдущего раза. Однако, как вы могли заметить, на этих выборах этого не произошло. Мы увидели лишь несколько встреч кандидатов (поддерживаемых правительством) с их избирателями, основанных на искренних отношениях. Это означает, что подход изменился. Другими словами, на этот раз не было необходимости в массовой общественной поддержке.
Вопрос: Каковы ожидания от нового парламента?
Ответ: Это больше зависит от воли политической власти. Потому что, когда мы смотрим на работу парламентов, сформированных после предыдущих выборов, то становится очевидным, что они в основном действовали в соответствии с политическими интересами правящей власти. Однако у граждан и избирателей разные ожидания. Их больше интересуют реформы, принятие законов, защищающих интересы граждан, и позитивные изменения в политическом, экономическом и социальном направлениях. В частности, избирателей больше волнуют изменения в социально-экономической сфере, создание новых рабочих мест, принятие новых программ в образовании и здравоохранении. Это сфера, которая беспокоит всех граждан по всей стране. Ухудшение экономической ситуации вызывает отчаяние у граждан. Нужны системные и реальные программы в области сельского хозяйства. Чтобы предотвратить урбанизацию и миграцию граждан в города, в парламенте должны проводиться широкие обсуждения с участием экспертов, должны быть подготовлены документы, которые могут внести вклад. Необходимо расширить полномочия муниципалитетов. Начиная с 20 лет назад, когда гражданское общество проводило анализы и делало доклады и предложения по проблемам, нас никто не слушал. Когда независимые СМИ выдвигали на первый план проблемы, на них оказывалось давление. Мы хотели нарастить потенциал местных сообществ, повысить осведомленность граждан и побудить их действовать в рамках своих прав. Из-за непринятия мер в то время, даже шаги, предпринимаемые сегодня в сфере образования и социальных направлений, не приносят результатов, а вызывают серьезное недовольство.
Вопрос: Международная наблюдательная миссия, представляющая БДИПЧ ОБСЕ и ПА ОБСЕ, заявила, что выборы прошли в условиях ограничений и отсутствия конкуренции. Было подчеркнуто, что текущие условия не позволяют сделать вывод о том, что выборы прошли в соответствии с демократическими стандартами. Местные наблюдатели также зафиксировали множество нарушений. Однако, несмотря на обещание ЦИК провести расследование, ни один из округов не был отменен, за исключением нескольких участков. В такой ситуации, в чем был смысл процесса наблюдения?
Ответ: Здесь политическая воля играет более важную роль, чем решение ЦИК. Они могут предпринять только технические шаги в лучшем случае, в пределах своей воли. Чтобы аннулировать результаты любого избирательного округа, они должны получить сообщение от политической администрации, организующей выборы. Я думаю, что ЦИК просто работает над тем, чтобы разрядить обстановку, затягивая процесс, чтобы успокоить нервы. По состоянию на 11 сентября результаты двух участков в 78-м Ленкоранском сельском избирательном округе были признаны недействительными. Кроме того, результаты должны быть подтверждены Конституционным судом после ЦИК. Это последняя инстанция. Возможно, Конституционный суд может отклонить или аннулировать некоторые результаты. Если бы ЦИК их аннулировал, он мог бы это сделать уже сейчас. Прошло достаточно времени, и по информации от альтернативных кандидатов в некоторых округах они представили в ЦИК серьезные доказательства. Но за 10 дней никаких изменений не произошло.
Что касается процесса наблюдения, то это обязательство этих стран. Азербайджан, как страна-член ОБСЕ и Совета Европы, имеет обязательства по проведению свободных, справедливых и прозрачных выборов. Поэтому БДИПЧ ОБСЕ, ПА ОБСЕ и ПАСЕ должны быть приглашены для наблюдения за выборами с целью контроля за выполнением обязательств государств-членов. Важность наблюдения за избирательным процессом на уровне международно-правовых инструментов была закреплена в «Копенгагенском документе Конференции по человеческому измерению» ОБСЕ 1990 года. Согласно пункту 8 этого документа, государства-участники считают, что участие как национальных, так и иностранных наблюдателей может повысить доверие к избирательному процессу для государства, проводящего выборы.
Вопрос: Пока избирательная практика в стране не меняется, мнение БДИПЧ ОБСЕ остается прежним. Практика не меняется, выборы проходят одинаково, а БДИПЧ ОБСЕ каждый раз приходит и уходит. Если так будет продолжаться и ничего не изменится, если отчеты ОБСЕ будут игнорироваться, то какой смысл в этих мнениях и отчетах?
Ответ: ОБСЕ не только наблюдает за выборами и готовит отчеты. В конце отчетов они дают рекомендации по решению проблем. Они предлагают работать со странами для решения проблем. К сожалению, эти рекомендации долгое время не выполняются. Все это не означает, что эти документы бесполезны. Это приводит к ослаблению репутации этих стран на международной арене, делая их частыми объектами критики. Эти отчеты имеют решающее значение при оценке выполнения странами своих обязательств. Без этого процесса наблюдения и отчетов было бы невозможно оценить выполнение обязательств. ОБСЕ, как профессиональный институт, относится к своей работе серьезно. С другой стороны, во время обсуждения предложений следует рассматривать проблемы и представлять решения. Анализировать причины проблем. Предположим, что формальное представительство в избирательных комиссиях или приведение избирателей группами наблюдается без решения этих проблем; как их можно устранить в будущем?! Правда, мы пока не увидели никаких существенных результатов от этих отчетов. Однако я уверен, что эти отчеты будут иметь положительные результаты в будущем.
Вопрос: Мандат азербайджанской делегации в ПАСЕ не был подтверждён. Как вы считаете, может ли быть восстановлен мандат азербайджанской делегации в составе новых депутатов парламента в ПАСЕ?
Ответ: Это в основном связано с кризисом между Азербайджаном и ПАСЕ. Если будут предприняты серьезные шаги хотя бы по одной из проблем, поднятых ПАСЕ, я думаю, что мандат новой делегации в ПАСЕ может быть подтвержден. Главный вопрос здесь не в фальсификации выборов. Предыдущие выборы также сопровождались серьезными нарушениями. Однако делегации были подтверждены. На этот раз политический кризис больше связан с правами человека. Несмотря на многочисленные решения Комитета министров Совета Европы, дело «группы Мамедли» не было решено положительно. Напротив, представитель этой группы Анар Мамедли был заключен в тюрьму. Кроме того, подверглись нападкам руководители СМИ, такие как AbzasMedia и Toplum TV. Более того, ПАСЕ не была приглашена для наблюдения как за внеочередными президентскими выборами в феврале, так и за внеочередными парламентскими выборами. Все это только подлило масла в огонь. Правда, правительство Азербайджана оправдывает решение ПАСЕ, указывая на освобождение Карабаха, в частности, на взятие Ханкенди. Однако мы не можем отбросить все положения и основывать свою позицию на одном. Если национальные интересы являются приоритетными, Азербайджан не должен быть исключен из представительства в Совете Европы. Я надеюсь, что политические власти Азербайджана предпримут позитивные шаги в этом направлении к январской сессии ПАСЕ.
Написать отзыв