***
Что ждет азербайджанцев в свете сокрушительного падения цены нашего главного товара — нефти? Наши вопросы мы адресовали кандидату экономических наук Шахмару Агабалаеву.
- За короткий период мы два раза были свидетелями 50-процентного падения цены на нефть. Первый раз стоимость упала с самой высокой точки за всю историю нефтяной промышленности до среднего уровня и остановилась на уровне около 60 долларов за баррель. Это цена устраивала как потребителей, так и производителей, так как хватало средств для пополнения бюджета. Но при падении от среднего уровня до 30 долларов создается совсем другая картина. При такой цене многим компаниям, в том числе и азербайджанским (помимо арабских), невозможно будет откладывать деньги для разработки новых месторождений. Этому будет мешать разница между ценой и себестоимостью.
Ситуация катализируется развитием пандемии по всему миру. Спад производства и закрытие транспортных артерий снижают спрос на черное золото до критического уровня. Мы не сможем стабилизировать поступления валюты путем увеличения продаж, как это собираются делать страны Персидского залива, применяя демпинговые цены (минус $6-8 от биржевой ). Мы находимся на стадии падения добычи. При избытке сырья и демпинга могут появиться проблемы с реализацией, поэтому ситуация для нас критична вдвойне.
Отрицательные стороны такого положения хорошо известны социуму из прошлых кризисов. Сокращение валютных поступлений, падение курса маната, повышение цен, снижение оборотности капитала, сокращение сбора налогов. Доходы граждан обесценятся в долларовом исчислении, и мы опять скатимся вниз по этому показателю. Усилия правительства, повысившего заработные выплаты за последний год, в один миг теряют значение.
- В других странах правительства, чтобы смягчить экономические и социальные удары пандемии, принимают срочные меры защиты интересов производителей и покупателей. Как вы оцениваете социальную защиту в Азербайджане?
В прошлый раз все слои общества остались недовольными действиями правительства при кризисе. И сейчас правительство Азербайджана действует не адекватно ситуации.
По результатам совещания правительства приняты следующие меры:
1. Продлен режим работы обменных пунктов валюты. Сам факт массового обмена национальной валюты есть показатель уровня доверия граждан финансовой политике ЦБ.
2. По рекомендации правительства парламент принял закон, продлевающий страхование вкладов до конца 2020 г. А что будет потом - неясно.
Не было заявлено: какие валютные потери ожидают нас, и из каких источников они будут покрываться.
Упоминание об уровне валютных запасов не внушает доверия, так как в прошлый раз они были выше и не спасли ситуацию.
Неизвестно, какие расходы бюджета могут быть секвестированы для экономии.
- Как действовали в такой же ситуации другие правительства?
- Если сравним действия нашего правительства с решениями их коллег в других странах, мы увидим насколько наше правительство медлительно, не креативно и не эффективно.
Сначала рассмотрим действия передовых стран в кризисных ситуациях. США занимают одно из первых мест по добыче нефти. Сразу после начала кризиса ФРС (аналог нашего ЦБ) приняла следующие меры: снизила учетную ставку до 0-0,25%, увеличила свой портфель государственных и ипотечных облигаций, поменяла условия кредитов, которые она выдает банкам, снизила долю средств, которые банки обязаны держать в резерве до нуля с текущих 10%.
Действия нашего ЦБ с удлинением режима просто меркнут перед принятыми ФРС США мерами.
Правительством США выделено 500 млрд для смягчения последствий кризиса. Каждый взрослый гражданин получит $1000, а несовершеннолетний - $500 помощи.
В соседней Грузии объявлены трехмесячные каникулы для выплат кредитов, снижены налоговые и другие сборы для бизнеса, пострадавшего от кризиса. Во Франции физические и юридические лица могут не платить по долгам. Эти меры по сравнению с нашими более существенны для смягчения ситуации.
Если правительству не удается найти пути выхода из кризиса, оно может использовать предложения местных ученых-экономистов. Хочу привести предложения д.э.н. С.Мамедова, одного из лучших финансистов страны, взятые с его страницы в ФБ. Уместно будет вспомнить, что он является автором идеи использования займов населения как денежных купюр во время нехватки дензнаков в начале 90-х. Очень креативное решение вопроса.
1. Обнулить учетную ставку;
2. Срочно погасить долг государства бизнесу;
3. Со снижением процентных ставок увеличить кредитное предложение;
4. Резервные нормы ЦБ должны быть снижены минимум в три раза;
5. Программа поддержки бизнеса должна быть увеличена в 2-3 раза;
6. Запретить ЦБ снятие наличной манатной массы с оборота;
7. Усилить вмешательство ЦБ в финансовый рынок путем массовой скупки ценных; бумаг
8. Вместе со снижением налоговых ставок расширить налоговые льготы;
9.Тарифы, регулируемые государством, и цены на энергоносители должны быть снижены;
10. Увеличить дотации и субсидии.
К этим пунктам можем добавить следующее:
- снижение таможенных пошлин;
- принятие ряда неотложных мер выхода экономики из тени. По оценкам международных институтов, «тень» у нас равна 67% ВВП. Это сбалансирует бюджетные потери.
Положительным событием в Азербайджане является выделение 1 млрд манатов президентом страны для финансирования мер выхода из кризиса. Посмотрим, как правительство воспользуется этими средствами. Обнадеживающим в этой ситуации является то, что правительству станет ясно, что нефть помимо товарного является и политическим продуктом, - завершил интервью экономист Шахмар Агабалаев.
Написать отзыв