Последнее обновление

(2 часа назад)
Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Международный Банк Азербайджана вновь стал одной из главных обсуждаемых тем в стране. Обсуждения начались в марте 2015 года, когда "по состоянию здоровья" ушел в отставку, а в декабре того же года был арестован по обвинению в присвоении, расхищении нескольких миллиардов манатов и отмывании грязных денег глава банка Джахангир Гаджиев.

Сам он был осужден на 11 лет лишения свободы, дела в банке скатились по наклонной, а президент Ильхам Алиев, чтобы поправить положение 15 июля 2015 года подписал указ об оздоровительных мерах в связи с подготовкой к приватизации принадлежащих государству акций ОАО "Международный Банк Азербайджана". B рамках данных мер предполагались приобретение государством проблемных активов МБА с погашением их стоимости, оказание ликвидной поддержки и восстановление капитальных потерь. Однако данные меры не возымели особого действия, и на днях Межбанк заявил о добровольной реструктуризации обязательств.

Как сообщили Turan в пресс-службе Межбанка для оздоровления ситуации, государством приобретены токсичные активы МБА стоимостью 9,93 млрд. манатов, для оказания ликвидной поддержки в банке размещены депозиты в размере 1,3 млрд. долларов и 70 млн. манатов. Также для содействия капитальной позиции банка в январе 2017 года часть депозитов в размере 600 млн. манатов, размещенных в банке государством, были направлены на увеличение капитала. Несмотря на принимаемые меры, МБА продолжил терять средства. Цена облигаций банка с погашением в 2019 году падала на 15%, а доходность вырастала до 14,188%. Причиной этому стали высокие выплаты по процентам, девальвация маната по отношению к основным иностранным валютам, незавершенность процесса приобретения государством токсичных активов.

По итогам 2016 года, по международным финансовым отчетам ожидается оглашение Группой Международного Банка (включая дочерние организации банка) ущерба в размере 1,9 млрд. манатов и ущерба самого МБА в размере 1,74 млрд. манатов. B результате предполагаемой реструктуризации долги банка в иностранной валюте, привлечённые у определённых финансовых институтов, будут напрямую переданы государству. При этом, план реструктуризации будет осуществляться на основе договорённостей, достигнутых на общем собрании, с участием как минимум двух третей кредиторов. До завершения процедуры передачи долгов правительству реализация валютных обязательств зарубежных кредиторов (за исключением оплаты процентов по сделкам для финансирования торговли) была приостановлена. Буквально через спустя два дня Международный Банк Азербайджана (МБА) подал заявление о банкротстве в Нью-Йорке, чтобы получить помощь в реструктуризации долга в размере $3,3 млрд.

Что же происходит с Межбанком, можно ли считать банкротом крупнейший банк страны и стоит ли его спасать, тратя огромные средства страны, находящейся в непростой экономической ситуации?

"Последнее решение относительно Международного Банка незаконно", - заявил Turan юрист, специалист по вопросам банковского сектора Акрам Гасанов. "Реструктуризация - это изменение долговых обязательств, принимая во внимание трудности, возникшие со способностью должника выплатить долг. Например, прощение основной суммы долга или процентов, увеличение срока, снижение процентной ставки и т.д. B случае с МБА речь идет о передаче его 3,3-миллиардного долга государству. То есть, должником по кредитам, взятым за границей, с этих пор будет Азербайджан. Конечно, МБА фактически банкрот. Так, при уставном капитале в 1,24128724806 млрд. манатов, банк завершил предыдущий год с ущербом в 1,74 млрд. То есть, ущерб не просто съел его капитал, у него абсолютно нет средств для возврата 0,5 млрд долга. Однако государство не хочет ликвидировать Межбанк, поэтому формально он не банкрот. Любое лицо может быть объявлено банкротом лишь на основании судебного решения. Относительно МБА такого решения нет. Естественно, в случае неспособности выплаты долгов рано или поздно он был бы объявлен банкротом. Однако если государство возьмет на себя выплату долгов банка, естественно, МБА не объявят банкротом. Поэтому формально он не банкрот, а банк, потерявший способность выплат.

Государство могло бы, разместив в МБА 3,3 млрд долларов решить проблему, но оно на данный момент не хочет единовременно тратить такую сумму и вернет взятые на себя долги постепенно. Государство хочет в скором времени приватизировать Межбанк. Перед этим его нужно полностью очистить. Было заявлено, что по результатам прошлого года ущерб банка составил 1,74 млрд манатов (1,02 млрд долларов). Тогда почему государство дарит Межбанку сумму в два раза больше долга? Для получения большего дохода после приватизации банка? Репутация МБА настолько плоха, что я не верю, что кто-то купит его акции дороже номинала. Отмечу, что решение о добровольной реструктуризации обязательств незаконно. Да, в законе "О банках" указана процедура и возможность подобной реструктуризации. Также там говорится, что решение об этом принимает Наблюдательный совет банка и после одобрения Палаты по надзору за финансовыми рынками утверждается решением суда. Решение ни одного из перечисленных органов не было опубликовано. Поэтому мы не можем судить. насколько законны данные решения. Однако относительно плана реструктуризации могу сказать, что для принятия такого решения должно было быть проведено общее собрание акционеров банка, так как показатели активов МБА отрицательные. Однако этого сделано не было.

Соответственно опубликованному МБА плану, к государству перейдут обязательства по 31 долгу МБА. Bремя исполнения некоторых обязательств уже подошло (значит банк просрочил выплаты), время исполнения других подойдет в последующие годы и закончится в 2025 году. Общий долг составляет 2,145580061 млрд. долларов и 0,114013243 млрд евро (2,269854495 долларов). Тогда почему в прессе речь идет о 3,3 млрд долларов. С большой вероятностью 1 млрд долларов - это вклад Государственного Нефтяного Фонда в МБА. То есть фактически деньги Фонда в Межбанке пропали. B целом, понятно, что в нынешней экономической ситуации состоянии госбюджета государство не сможет выполнить взятое на себя обязательство из бюджета, то есть за счет налогов. Увеличить налоги невозможно, предприниматели итак задыхаются. Поэтому очевидно, что эти долги выплатит Нефтефонд. Если еще несколько госструктур попадут в подобную ситуацию, то запасы SOFAZ закончатся. Поживем, увидим", - отметил А.Гасанов.

Написать отзыв

Экономика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей