Последнее обновление

(39 минут назад)
Взгляд из России: Необходимость особого правового статуса

Российские власти должны планомерно и целенаправленно решать накопившиеся проблемы, связанные с неопределенным статусом Каспийского моря, полагают эксперты. И хотя вояж премьер-министра Медведева в Астрахань 3 октября, где он ознакомился с уникальными технологиями добычи, ответы на вопросы не дал, есть надежда, что часть проблем  будет решена, считают в Москве. 

По словам главы Минприроды РФ Сергея Донского, запасы нефти и газа Каспия, учтенные на государственном балансе, составляют более 1 млрд. тонн условного топлива. При этом регион характеризуется высокой степенью геологической изученности. 

Между тем накопившихся проблем немало, как отмечают опрошенные “Независимой Газетой” эксперты. 

“Углеводородный потенциал Каспийского моря доказан. В частности, лишь ЛУКОЙЛом был обнаружен целый ряд крупных месторождений и ведется добыча на месторождении имени Корчагина, – говорит содиректор аналитического отдела агентства “Инвесткафе” Григорий Бирг. – Основные вопросы, которые требуется решить, лежат в правовой сфере как на уровне РФ, так и на уровне международного сотрудничества с другими государствами, имеющими доступ к Каспийскому морю. Необходимо определить правовой статус водоема и разграничить участки между странами, имеющими к нему доступ. Это, в свою очередь, позволит реализовать проекты по транспортировке углеводородов по его территории”. 

В то же время, по его словам, дополнительные договоренности Туркменистана с Китаем частично решают проблему с рынками сбыта для среднеазиатского газа, однако это вовсе не означает, что тенденция на диверсификацию поставщиков газа остановится. Газ, добываемый Азербайджаном на шельфе Каспия, будет поступать в Европу, для чего планируется инвестировать существенные средства в строительство и развитие газотранспортной инфраструктуры. “По этим каналам в Европу может поставляться и туркменский газ в случае, если строительство Транскаспийского газопровода будет завершено”, – считает Бирг. 

В свою очередь, первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова напоминает, что уникальность географического положения Каспийского моря влечет за собой необходимость особого правового статуса. 

“Каспийское море не имеет естественного выхода в Мировой океан, поэтому на него не распространяются нормы международного морского права, в том числе положения Конвенции ООН 1982 года, – говорит она. – В настоящее время правовое регулирование осуществляется на основе советско-иранских договоров 1921 и 1940 годов, а также ряда соглашений: между Россией и Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование (от 6 июля 1998 года и Протокол к нему от 13 мая 2002 года); между Россией и Азербайджаном о разграничении сопредельных участков дна северной части Каспийского моря (от 23 сентября 2002 года); между Россией, Азербайджаном и Казахстаном о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря (от 14 мая 2003 года)”. 

При этом переговоры между прикаспийскими государствами тормозят вопрос о принципе разделения: Казахстан, Туркменистан и Азербайджан предлагают взять за основу срединную линию, а Иран настаивает на предоставлении по 1/5 каждому. Отдельного разговора заслуживает организация нефте – и газотранспортировки. С 2001 года функционирует трубопровод, соединяющий казахстанское месторождение “Тенгиз” с Новороссийском, по которому идет нефть с нескольких месторождений. Однако этого недостаточно и требуется целая трубопроводная сеть. –0—

 

Написать отзыв

Экономика

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей