Petrol station SOСAR
В марте 2020 года мир потрясло сильнейшее падение мировых цен на нефть (больше чем на 53%, крупнейшее за 18 лет), в связи с чем цены на производимое топливо в Северной Америке снизились, а экспортеры разных видов топлива в Европе и Азии вдоволь наслаждаются этой ситуацией.
Так, в Бельгии цены на бензин и дизельное топливо упали на 19% и 13% соответственно, во Франции, Германии, Грузии — в среднем на 10%.
Что же касается нефтедобывающих стран СНГ, то они не торопятся снижать внутренние цены на топливо — важную составляющую доходной части их госбюджетов, но признают, что его потребление на внутреннем рынке снизилось из-за снижения деловой активности вследствие коронавируса COVID-19.
СИТУАЦИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Основными видами производимого в Азербайджане на единственном нефтеперерабатывающем заводе имени Гейдара Алиева в Баку являются бензин АИ-92 (октановое число 92) и дизельное топливо («Евро-4»).
Бензин полностью реализуется на внутреннем рынке, а больше половины дизеля экспортируется.
В 2019 году НПЗ произвел 1,16 млн тонн АИ-92 (снижение на 2,1% к 2018 году) и 2,113 млн тонн дизтоплива — рост на 8%.
В январе-феврале 2020 года производство автомобильного бензина составило 230 тыс тонн (рост на 15,1% к показателю двух месяцев 2019 года), а дизельного топлива – 371,8 тыс тонн (рост на 9,5%).
Однако, с учетом введенных в Азербайджане в марте карантинных ограничений из-за COVID-19, совершенно очевидно, что потребление этих видов топлива в стране снизится.
Как сообщил ASTNA информированный источник в SOCAR, Азербайджан не собирается экспортировать излишки бензина.
«Лучше мы сделаем запасы бензина на осень, т.к. традиционно в октябре НПЗ им.Г.Алиева становится на месячный плановый ремонт, в связи с которым SOCAR приходится импортировать АИ-92 в объеме 80-100 тыс т для покрытия временного сезонного дефицита», — отметил представитель SOCAR.
Что же касается дизеля, то он по-прежнему хорошо востребован на рынках Черного и Средиземного морей, т.к. предстоят посевные кампании, а также в Европе не снижаются грузоперевозки (дизель используется в качестве топлива для большегрузов).
По мнению экономиста Губада Ибадоглу, «снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты должно отразиться и на ценах в самом Азербайджане».
«Бензин АИ-92, дизтопливо в Азербайджане должны подешеветь. В противном случае получается, что SOCAR снижает цену на своё топливо на внешних рынках, но не снижает внутри страны, и компенсирует эту разницу за счет местных потребителей», — отметил Ибадоглу.
Отметим, что в Азербайджане АИ-92 в настоящее время продается за 90 копеек за литр, дизель — 60 копеек за литр ($0,35), причем в Азербайджане дизель — один из самых дешевых на пространстве СНГ.
В Европе средняя цена за литр дизтоплива составляет $0,9-1,55 за литр, в зависимости от налогов той или иной страны.
Азербайджан импортирует АИ-95 и АИ-98, т.к. на НПЗ только в 2021 году появятся соответствующие производственные установки, которые позволят стране в целом производить в год 2,2 млн тонн бензинов АИ-92/95/98 по стандарту «Евро-5».
Также в 2021 году на НПЗ планируется наладить производство дизельного топлива «Euro-5» объемом 2,9 млн тонн в год.
Пока же Азербайджан импортирует АИ-95 и АИ-98, и снижение мировых цен на эти нефтепродукты по Европе $0,6-1,6 за литр (зависит от налоговых законодательств государств) позволило Азербайджану в 2020 году привозить его в страну и продавать дешевле прежнего (литр бензина Premium Euro-95 в Азербайджане подешевел до 1,2 маната с 1,5 маната, а «Super Euro-98» — до 1,4 маната с 1,6 маната).
ПОЧЕМУ НЕ ДЕШЕВЕЕТ АИ-92?
Для ответа на этот вопрос следует сделать экскурс в 2017 год, когда решением Тарифного совета Азербайджана (при Минэкономики) розничная цена автобензина марки АИ-92 повысилась с 0,7 маната до 0,9 маната за 1 литр.
Подчеркнем, что цена на бензин АИ-92 в Азербайджане не регулируется рынком, а всегда устанавливается государством.
В тот примечательный июльский день 2017 года Тарифный Совет так обосновал своё решение об удорожании внутренней цены на самую популярную марку бензина.
«Азербайджан стремится повысить качество производимого моторного топлива, улучшить экосреду, расширить инвестиционные возможности для удовлетворения внутреннего спроса, провести модернизацию и реконструкцию НПЗ. Кроме того, девальвация маната (была в 2015 году) привела к ограничению экспортных возможностей SOCAR и доходов государства в инвалюте». — говорилось в решении Тарифного Совета.
Как сообщил ASTNA представитель Министерства экономики Азербайджана, «рабочая группа правительства, включающая в себя экспертов из нефтяной отрасли, минэкономики, минфина, ЦБА, в настоящее время оценивает влияние ущерба от COVD-19 и низких мировых цен на нефть на экономику страны, и, возможно, в апреле станет ясно, будут ли меняться какие-либо цены, устанавливаемые Тарифным Советом, или нет».
ЦБА уже косвенно признаёт наличие давления на манат из-за снижения у страны валютной выручки, но пока держит курс на уровне 1,7 маната за $1.
Для снижения ажиотажа у населения Госнефтефонду Азербайджана пришлось продать на валютных аукционах до Новруз Байрам с 10 по 19 марта около $1,5 млрд, т.е. почти четверть от общегодовой суммы трансферта ГНФАР в госбюджет, конвертацию которого этот Фонд и проводит через аукционы ЦБА (с 2016 года).
Важным представляется и недавнее заявление авторитетного международного агентства Moody’s.
«Стабильность азербайджанского маната поддерживается продажами иностранной валюты из Государственного нефтяного фонда. Однако, если цены на нефть будут оставаться на текущих рекордно низких уровнях в течение длительного периода, правительство Азербайджана столкнется с необходимостью девальвировать национальную валюту», - говорится в отчете этого рейтингового агентства.
Отметим, что цена за Azeri Light привязана к цене за эталонный Brent, который снизился до $26-28 за баррель.
Бюджет Азербайджана, бюджеты ГНФАР и SOCAR на 2020 год рассчитаны из цены на нефть $55/баррель.
Так стоит ли удивляться тому, что внутренняя цена на бензин не падает.
Более того. Выделенная в тексте фраза «о снижении валютной выручки» фактически означает наличие прецедента, когда правительство Азербайджана шло на повышение внутренней цены на бензин, чтобы поправить кризис с бюджетом.
Пока сложно говорить о том, воспользуются ли власти этим прецедентом.
Ситуация может проясниться в апреле.
Написать отзыв