Последнее обновление

(1 час назад)
europarl.europ.eu

europarl.europ.eu

С момента старта  программы в 2009 году, которая стала продолжением Политики соседства (2004), вышедшие на «беговую дорожку» Европейской интеграции Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина показали разные скорости продвижения на Западном направлении. Первая тройка оказалась в  аутсайдерах. Армения и Азербайджан завязли в боях за Карабах, Беларусь, прессуемая Брюсселем за нарушение прав человека, и вовсе приостановила членство в программе в прошлом месяце. Лидеры «забега» Грузия, Молдова и Украина решили уйти в отрыв и сформировали  в мае этого года «Ассоциированное трио» с целью ускорения процесса интеграции и поучения статуса кандидата на членство в ЕС.                                                                                                    

В Баку и Ереване Мишель уделил внимание трем аспектам, которые дадут возможность  Армении и Азербайджану как членам ВП, стабилизировать ситуацию с целью продолжения  прерванного диалога в рамках европейского партнерства. Сюда входят 1) меры по предотвращению эскалации насилия и установление мер доверия, 2) инфраструктурное сотрудничество,  предусматривающее открытие транспортных коммуникаций, и 3) работа над мирным договором.

ЕС заинтересован, чтобы к декабрю этого года, на который планируется саммит Восточного партнерства, как между членами программы, так и между Брюсселем и столицами шести государств, установились равноуровневые горизонтальные отношения, которые сегодня нарушены. И если бы вопрос стоял о проведении саммита сейчас, то это было бы не возможно в силу противоречий между Арменией и Азербайджаном и ЕС с Беларусью.

В этих условиях вспомогательная роль возложена на лидеров процесса -  группу «Ассоциированного трио»,  президенты которых в присутствии главы Евросовета на Батумской международной конференции «Сила притяжения Европейского союза и трансформация региона» подписали Декларацию, провозглашающую намерение добиваться членства в ЕС и одновременно выполнить вспомогательную роль в спасении программы Восточного партнерства.  При нынешних армяно-азербайджанских и белорусско-европейских отношениях проведение саммита видится проблематичным.

Не случайно в ходе переговоров Мишеля в Ереване, Баку и Батуми, несмотря на упоминание о ценностях, правах человека демократии, прагматически упор был сделан на объединяющие формы сотрудничества, от которых с точки зрения интересов не может отказаться ни один член партнерства:

1.транспорт

2.энергетика

3.цифровое преобразование

4.зеленая экономика

5.юстиция и внутренние дела

6.стратегические коммуникации

7.здравоохранение

Конечно же, сохраняются двухсторонние отдельные повестки дня ЕС с каждым партнером ВП, как например борьба с коррупцией  в Молдове и Украине, демократизация в Азербайджане и Беларуси,  парламентский диалог власть-оппозиция в Грузии и Армении.

В действительности визит Мишеля на Кавказ оставил больше вопросов, чем ответов на кризис Восточного партнерства. Президент Алиев, как и в прошлом, пытается ограничиться мессианской ролью  поддержания энергетической безопасности Европы и развитием транспортного коридора ТРАСЕКА. Премьер Пашинян после второго переизбрания погружен в общественные дискуссии о  будущем Армении в контексте поражения от Азербайджана. Президент Лукашенко шантажирует ЕС развалом ВП в случае сохранения санкций, а «Ассоциированное трио» ограничено в действиях под нависшей  российской угрозой.

В таких условиях перспектива декабрьского саммита ВП выглядит туманной. Даже «Ассоциированное трио», которое выражает приверженность ВП, Батумской декларацией дает понять, что  желает оторваться от балласта трех аутсайдеров процесса. Возможно, для ЕС переход от шестистороннего формата к двум трехсторонним выглядит куда реальным и об этом просто придется объявить осенью этого года. В противном случае Брюссель вынужден будет  отодвинуть саммит ВП до лучших времен.

 

Написать отзыв

Европа

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей