"Условия стабильности в странах богатых нефтью: Анализ ситуации в Азербайджане, России и Казахстане". Под таким названием прошла в пятницу международная конференция, организованная Центром национальных и международных исследований.
Три постсоветские страны за двадцать лет своего независимого развития превратились в сырьевые придатки мировой экономики, хотя на момент развала СССР в каждой из них нефть имела небольшой удельный вес в экономике. Например, в Азербайджане даже спустя 10 лет после распада Союза удельный вес нефти не превышал 37%, а сегодня эта цифра составила около 72%, отметил независимый эксперт Натик Джафарли.
Причины такой диспропорции имеют различные корни. Это и потери традиционных отраслей промышленности, сельского хозяйства в результате разрыва связей между республиками и потеря рынков. С другой стороны все страны наращивали добычу ресурсов, и особенно в Азербайджане и Казахстане.
Характерно, что во всех трех странах демократические тенденции 90-х годов не получили развития в силу того, что управление государством и контроль над ресурсами оказались в руках элиты – бывших советских хозяйственных и партийных управленцев, а также спецслужб.
Экономика Казахстана на 80% находится под контролем президента Назарбаева и его семьи, отметил Сергей Соляник, активный участник экологического движения в Казахстане.
Во всех трех странах наблюдалось сращивание политического и финансового капитала, что привело к формированию олигархической системы управления государством. Отличие заключается лишь в том, что в России такая форма управления не клановая.
«Путин сформировал окружение из приближенных и преданных людей, больше именуемой питерской командой»,- заметил известный энергетический эксперт, председатель партии «Демократический выбор» Владимир Милов.
В Казахстане и Азербайджане на вершине пирамиды стоит президент или семья, а далее его клан или несколько кланов, отмечали эксперты.
Эти модели оказались устойчивыми потому, что смогли создать относительную стабильность после первых лет полуанархической независимости, а также благодаря началу роста добычи нефти в больших масштабах. Например, в Азербайджане за десять лет госбюджет вырос с 1,5 млрд. долларов до 25 млрд, а доходы населения - в 10 раз сказал Джафарли.
Однако политика, основанная на энергоресурсном факторе, носит временный характер и достаточно неустойчива по отношению к конъектуре цен, снижению добычи, а также к кризисным явлениям мировой экономики.
Эксперты усматривают общие для всех государств тенденции: снижение доходов от нефти, падение роста экономик, и снижение доходов населения, однако люди к этому не привыкли. Об этом свидетельствуют недавние локальные протестные всплески в Азербайджане и Казахстане. По мнению Милова, российское общество до кризиса 2008 года привыкло к постоянному росту доходов, которые теперь падают. Эти антиправительственные настроения проявили себя недавно на выборах мэра Москвы.
В России, Азербайджане и Казахстане в элитах назревает понимание необходимости реформ и ограничение государственного вмешательства в частный сектор, сокращения монополий. Но элиты находятся в относительно тупиковой ситуации - снижение госконтроля над обществом чревато для них потерей власти в будущем. Так, по крайней мере, считают все три эксперта.
Эта дилемма является сегодня основной доминантой во внутренней политике стран. Преодолеть этот барьер можно будет в назревающих условиях распада элит из-за внутренних противоречий и консолидации протестных настроений.—0—
Написать отзыв