Последнее обновление

(1 час назад)
shutterstock.com

shutterstock.com

17 августа Азербайджан был полностью исключен из Партнерства «Открытое правительство» (ПОП Open Government Partnership (OGP)).

В течение многих лет, начиная с 2016 года, ПОП,  сохраняла членство Азербайджана в организации в неактивном статусе. В связи с этим в стране гражданское общество  начало отставить в своем развитии наметились и ограничения в этой сфере. Организация просило правительство Азербайджана представить план снятия ограничений связанных с гражданским обществом. ПОП заявила, что несколько раз давала Азербайджану время для достижения прогресса в области гражданского общества, в противном случае страна будет отcтранена  от платформы.

ПОП заявляла, что несколько раз предоставляла Азербайджану время для достижения прогресса в сфере гражданского общества и давала понять, что  в случае если прогресс достигнут не будет, то страна будет отcтранена  от платформы.

В решении структуры, принятом 17 августа, также говорится, что организация испытывает сильное разочарование из-за того, что Азербайджан не смог выполнить условия своего пребывания в партнерстве и  тем, что условия для деятельности ражданского общества остаются сложными.

На вопросы ASTNA касающиеся перспектив развития гражданского общества в Азербайджане отвечает председатель Общества женщин за рациональное развитие Шахла Исмаил.

* * *

Вопрос: Как стало известно, Азербайджан полностью исключен из Партнерства «Открытое правительство». Как мы дошли до жизни такой?

Ответ: Прежде всего следует отметить, что Партнерство «Открытое Правительство» - это глобальное партнерство 75 стран и 104 местных органов власти, которые работают с тысячами организаций гражданского общества для создания более открытых, инклюзивных и подотчетных правительств.    Азербайджан присоединился к  ПОП  в 2011 году и так же как другие страны, взял на себя ряд обязательств. Эти обязательства состояли из фундаментальных задач, таких как пропагандирование «Открытого Правительства», усиление граждан, борьба с коррупцией и укрепление системы управления. Правительства, присоединившиеся к этой многосторонней инициативе, должны быть готовы к реформам, уважать права человека, фундаментальные свободы,верховенство закона, демократию, качественное управление, прозрачность и подотчетность.

Все могло бы развиваться в благополучном русле, но в 2014 году в Азербайджане были приняты решения, направленные на разрушение гражданского общества, законодательство изменилось, начались расследования, лидеры гражданского общества были арестованы или подвергнуты преследованиям, были введены запреты на выезд из страны и так далее... Эти новации привели к разрушению не только гражданского общества, но и действующих в стране донорских и международных организаций. Результатом этого явлось то, что в 2014-2015 годах

Азербайджан покинули более 50 международных и донорских организаций, заморозили свою деятельность сотни национальных неправительственных организаций (НПО).

В 2015  году ряд организаций гражданского общества направили в связи со сложившейся ситуацией в ПОП  совместное письмо. Изучив ситуацию, узнав что гражданское общество в стране действительно парализовано, ПОП перевела в 2016 году членство Азербайджана в активном статусе в неактивный, дав правительству  год на исправление ситуации. В течение этого года никаких серьезных мер , кроме двух косметических шагов, предпринято не было. После этого, около года - в течение 2018 года ПОП  не принимало решения о полном лишении Азербайджана членства.  С одной стороны, следовало  полностью прекратить членство, государства невыполняющего обязательства, а с другой стороны, прекращение членства сводило возможность оказания влияния на правительство Азербайджана к нулю.

В тот период также произошла полная  поляризация позиций в азербайджанском обществе и в гражданском обществе. Одна часть, очень резко настроенная по отношению к правительству, выступала за его «исключение», тогда как другая считала это «наказание» двойным наказанием для Азербайджана в целом и оценивала продолжение членства как шанс на перемены.  Я принадлежал ко второй группе и был сторонником продолжения диалога между ПОП  и правительством. Помню, что в то время даже разногласия с некоторыми из наших более радикальных коллег обостряли наши личные отношения, так как они не верили в то, что правительство Азербайджана будет проводить реформы... К сожалению, время показало, что они были правы...

Но вернемся к процессу. Таким образом, в декабре 2018 года Руководящий Комитет ПОП принял решение о продлении статуса пассивного членства Азербайджана, и правительству Азербайджана было дано еще 2 года для изменения этого, вызывающего озабоченность положения. В дальнейшем это время снова было продлено. А правительство также приняло эти условия посредством Плана Действий. Как мы увидели, проделанная нами работа не изменила общей картины, гражданское общество вот уже 10 лет продолжает работать в парализованном состоянии. Если конечно это можно назвать  работой... Более того, продолжаются преследования некоторых общественных лидеров, журналистов и активистов. По информации, которую мы получили от руководящего комитета ПОП, последней каплей, переполнившей чашу терпения организации, стал арест Губада Ибадоглу. Так, 17 августа 2023 года Руководящий Комитет ПОП полностью исключил Азербайджан из своего состава. И хотя это не было неожиданностью, решение это было для нас очень печальным и постыдным.

Вопрос: Но ведь, правительство предпринимало какие-то шаги. Был принят  «Национальный План Действий по продвижению Открытого Правительства на 2020-2022 годы». Эти шаги не дали результатов?

Да, был предпринят ряд шагов. Правительство обязалось реализовать 3 Национальных Плана Действий. В 2016 году около 40 членов гражданского общества были приглашены на вновь созданную на национальном уровне платформу диалога ПОП. Этот диалог, который должен был привести страну к реформам, в конечном итоге должен был закончиться выполнением обязательств, отраженных в  Национальном плане действий... То есть, презентация и обещание были именно такими... Наша организация была одной из немногих независимых организаций, получивших приглашения на эту Платформу Диалога и тогда часть наших коллег подвергла нападкам несколько независимых, присоединившихся к этой Платформе организаций, - они обвинили нас в пособничестве имитации...  

Признаюсь, в самом начале процесса я действительно верил, что ситуация наладится. Скорее, сценарий его провала привел бы нас к столь катастрофическому выводу, что я не мог думать иначе.  Ровно  год я регулярно участвовал в большинстве мероприятий Платформы, стараясь внести максимальный вклад в процесс.  Я верил, что регулярное общение с правительством разрешит недоразумения... Но спустя несколько месяцев я понял, что был наивен, на повестке дня намерения исправить положение гражданского общества не было.  С той  поры я не посетил ни одной встречи и открыто заявлял о причине этого руководству Платформы.  Сказать, что за эти годы не было сделано ничего, я не могу. Насколько мне известно, были приняты некоторые меры в сфере публичных услуг, открытой информации, фискальной прозрачности, но в положении в котором, находится гражданское общество в сущности ничего не изменилось.

Вопрос: Почему правительство не было заинтересовано в сохранении членства в Партнерстве? Какие недостатки оно должно было устранить, но не сделало это?

Ответ: Не было исполнено основное условие – изменение законодательства, ограничивающего регистрацию, деятельность и финансирование гражданского общества. В течение 10 лет нефинансируемый, поддерживаемый, преследуемый сектор НПО, в основном его независимая часть, вышла из строя. Эта  ситуация возникла не случайно, она создавалась планомерно. То есть на самом деле в реформировании этой сферы надобности не было, наличия политической воли было достаточно, чтобы за считанные недели ситуация изменилась к лучшему.  

Вопрос: Что теряет или приобретает Азербайджан покидая ПОП?

Ответ: Во-первых, исключение из влиятельной и мощной международной коалиции позорно. Это решение не было спонтанным, на протяжении многих лет азербайджанскому правительству было предоставлено достаточно времени, чтобы изменить ситуацию. Мы не могли изменить, а точнее не захотели изменить, поэтому мы были исключены – все логично. Нарушение логики связано с творцами этой ситуации и их намерениями.Посмотрим, есть ли у нас выигрыш.  

Исключение Азербайджана из членства в ПОП  снижает страну во всех глобальных тематических индексах и роняет международный авторитет правительства. Страна  вновь негативно склоняется  в периодических отчетах, еще раз подчеркивается отсутствие благоприятных условий для развития. Страна, не соответствующая критериям ПОП, приобретает  имидж страны в котором нет верховенства закона, прозрачных и подотчетных публичных институтов, соблюдения прав человека.

Мы и без этого говорим о подходе к Азербайджану с позиции «двойных стандартов» ,  но это решение оправдывает такой подход, а аргументы недружественных нам стран усиливаются.  Таким поведением Азербайджан искусственно дистанцируется от процессов глобального развития. Судите сами, какую выгоду может принести ситуация, когда мы практически находимся в изоляции?

Хот я мне не нравятся подобные сравнения, но вынужден признать – в отличие от нас, Армения очень широко использует все ресурсы, возможности и связи платформы ПОП. Под эгидой ценностей ПОП, гражданское общество вынуждает свое правительство к кардинальным реформам. Более того, предъявляются различные претензии к обновляющейся политике Восточного партнёрства Евросоюза.

То, что сегодня происходит в 6 странах-членах Восточного партнерства, разделило этот регион на две части - Украина, Молдова и Грузия делают решительные шаги к членству в ЕС. А Азербайджан, Беларусь и Армения остаются в стороне.

Ситуация с Беларусью уже другая, она остается в Восточном Партнерстве номинально. Армения же рассчитывает совершить за счет реформ серьезный прорыв и не желает оставаться в одном ряду с репрессивной Беларусью и Азербайджаном, который они считают врагом. В этой картине позорный исход Азербайджана из такой влиятельной коалиции, как ПОП приносит нам , только вред. Кстати, ПОП – не единичный случай, Азербайджан был вынужден выйти из коалиции EITI (Extractive Industries Transparency Initiative - Инициатива прозрачности добывающих отраслей)  в 2017 году по схожим причинам.

Вопрос: Возможно ли будет снова присоединиться к ПОП? Какие шаги необходимо предпринять для этого?

Ответ: Это непросто, но возможно. Для этого правительство Азербайджана должно выполнить все обязательства, указанные в предыдущих Планах Деятельности. А самое главное, регрессивное  законодательство, препятствующее регистрации, деятельности и финансированию гражданского общества, должно полностью измениться. В стране должен быть зафиксирован прогресс в области прав человека и фундаментальных свобод, качественное управление и прозрачность, верховенство закона и публичных услуг, а также должны быть представлены доказательства реальных реформ. После этого Азербайджан должен быть оценен на соответствие Критериям Ценностей ПОП, включая Проверку Ценностей Азербайджана. Если результат положительный, то процедуры членства должны быть возобновлены с нуля и должны получить одобрение Руководящего Комитета.

Схема должна быть примерно такой, но трудно сказать с уверенностью, потому что мы первая и единственная страна в истории ПОП , которая была лишена членства. Поэтому, хотя мы  создали  отрицательный прецедент, я надеюсь, что мы добьемся и положительного прецедента.

Написать отзыв

Промышленность

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей