Последнее обновление

(22 минуты назад)
Rəcəb Tayyib Ərdoğan

Rəcəb Tayyib Ərdoğan

Основными факторами, возвысившими президента Турции до вершин политики, являются его ораторское мастерство и ежедневное  общение  с народом. Раджеп Тайип Эрдоган, вступивший в политическую жизнь, примерно,  в  20 лет, в 1976 году возглавил сначала молодёжную ячейку,  а затем – и молодёжное отделение Партии национального спасения в Стамбуле (1). Он не пал духом, когда проиграл на выборах председателя муниципалитета одного и районов Стамбула (1989 г.). И позже, когда  Эрдоган  стал кандидатом в Меджлис, но  через несколько его мандат был отозван Высшим избирательным советом (1991 г.), он все равно не отказался от борьбы.

Мы имели  возможность быть свидетелем всех последующих этапов деятельности Р. Эрдогана, в том числе его победы с  25,6% голосов на выборах мэра Стамбула 27 марта 1994 года, а также пресс-конференции после вынужденного ухода с этого поста в 1999 году, когда он словами «Наша песнь на этом не умолкнет» растрогал сторонников.

Затем последовали арест (с марта по июль 1999 г.), а после досрочного   освобождения – учреждение Партии справедливости и развития  (июль 2001 года), а через 1,5 года – приход к центральной власти. Что касается стихов: когда после ультиматума армии 28 февраля 1997 года правительство Неджметтина Эрбакана 28 июня ушло в отставку, мэр Стамбула Эрдоган, не стесняющийся своих притязаний на верховную власть, в Сирте  испытал способность объединять вокруг себя консервативный  электорат поэтическими строками.

“Minareler süngü, kubbeler miğfer / «Купола – наши шлемы, а штыки  —  минареты,

Camiler kışlamız,müminler asker/ Мечети – казармы наши, правоверные  –  солдаты,

Bu ilahi ordu dinimi bekler / Священная армия за верой стоит,

Allahu Ekber, Allahu Ekber /Аллаху Акбар, Аллах велик!»

В январе 1998 года Конституционный суд запретил деятельность Партии благоденствия, ее руководителям во главе с председателем Н. Эрбаканом было запрещено заниматься политикой, а через год именно за этот стих Р. Эрдоган был осужден к четырем месяцам заключения.  Когда спустя  2 дня после освобождения от должности мэра его на автобусе по улицам Стамбула везли в тюрьму, рядом с ним были жена Эмине и  друг певец Аднан Шенсес.

Едва освободившись, Эрдоган, решивший создать партию, пошел в народ со стихами «Вместе мы спешили по этим дорогам», завершая ими каждый митинг, взбудораживал массы на площадях. Он и сегодня верен этой  традиции, хотя из-за пандемии митингов нет. И, будучи живым свидетелем искусного пользования силой поэзии этим сильнейшим за последние 25 лет деятелем турецкой  политики, мы были уверены, что он не разочарует нас  и на Параде Победы в Баку 10 декабря.

Признаться, можно было предположить, что президент Турции, вновь  показавший высочайший образец ораторского искусства, обратится к поэзии Бахтияра Вахабзаде, но если кто-нибудь скажет, что предвкушал чтения баяты «И разделили Аракс...» (2), будьте уверены: это неправда.

Arazı ayırdılar  /И  разделили Аракс,

Lil ilə doyurdular /И заполонили тиною.

Mən səndən ayrılmazdım /Ничто не разлучило б нас,

Zülm ilə ayırdılar  /Но разлучили силою… 

Это стало не только одним из самых ярких сюрпризов политической жизни Р. Т.  Эрдогана, но также и революцией в турецкой политике!  Ибо до сих пор никто не помышлял не только вслух, но даже и  мысленно произнести слова «Аракс, Южный Азербайджан, целостный Азербайджан»! И вот Р.Эрдоган, занимающий  вершины в государстве и политике, простым байаты коснулся самой болезненной раны и  Азербайджанской Республики, и 35-милионного Южного Азербайджана на территории Ирана, и пробудил Турцию от хмели.

Тектонической бури, вызванной этими четырьмя строчками, более чем достаточно, чтобы вызвать потрясение тегеранского режима до основания. И именно поэтому реакция шовинистско-исламистского режима, лишившего 35 миллионов азербайджанцев даже права на начальное образование,  оказалась столь бредовой и растерянной.

Эта ситуация: 1) укрепила позиции  Баку перед Тегераном, до сих пор безоговорочно поддерживающего  Армению; 2) открыла глаза турецкому обществу не на «Иран», а на Южный Азербайджан; 3) национальное самосознание в южно-азербайджанском обществе, ранее стимулируемое победами футбольной команды «Tрaктор», после прочтения г-ном Р.Эрдоганом в Баку этого стиха совершило скачок на новую ступень развития, основанную на большей уверенности в себе.

И благодаря прочтенному Р. Эрдоганом четверостишию, вышеназванный бред, по сути, служит и будет служить на пользу и Азербайджану, и Турции, и Южному Азербайджану.

Поэтому здесь следует говорить о выражении благодарности как президенту Турции, открывшему четверостишием совершенно новую страницу в регионе, так и Тегерану, необратимо внесшему своей бредовой реакцией вопрос Южного Азербайджана в повестку общества Турции.

Впрочем, назовите это как хотите, но разве когда-нибудь диктатуры блистали умом?

_________

Написать отзыв

Прошу слова

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей