Açıq mənbələrdən foto
Одно событие побудило меня провести более детальное исследование на эту тему. Когда я попытался поменять свои водительские права, мне сказали, что за управляемой мною машиной числятся многочисленные штрафы. Я был удивлен, поскольку использую ремень безопасности и не превышаю скорость, в большинстве случаев езжу на низкой скорости.
Оказывается, из-за истечения срока страхового договора, водитель первоначально штрафуется на 45 манат. Водитель будет оштрафован еще на 45 манатов каждые 20 дней, пока не продлит контракт. Таким образом, эти суммы взыскиваются, если водитель либо не осведомлен о требованиях настоящего закона, либо не платит вовремя.
Если водитель не зайдет в онлайн-систему и не проверит штрафные баллы, или если штрафные баллы не поступят на его мобильный телефон (так случилось и со мной), он должен будет заплатить штраф в размере 810 манатов в год только по этой статье. Нетрудно подсчитать, сколько денег было собрано с 1,3 миллиона водителей на основании различных правонарушений или халатности. Если сложить такую большую сумму штрафов по нескольким статьям, получается, что с вас взыскали штрафы на сотни миллионов манатов.
Штрафы не ограничиваются лишь вождением автомобиля. Существует множество источников штрафов, таких как за не использование масок в связи с коронавирусом, переход дороги в неположенном месте и прочие штрафы. В Азербайджане борьба с коронавирусом велась не столько административными методами, сколько за счет финансовых штрафов. Есть еще одна важная закулисная цель заботы о здоровье граждан посредством столь высоких денежных штрафов : наполнить государственный бюджет за счет штрафов!
Опыт многих стран показал, что во время пандемии государственные бюджеты резко сокращаются. Поскольку расходы увеличиваются, а бремя граждан ложится на плечи государства, правительства изыскивают источники для покрытия этих расходов. В Азербайджане произошел обратный процесс. В нашей стране Госбюджет в большей степени заполняется штрафами в связи с пандемией. Это должно быть внесено в серию безаналоговости Азербайджана!
Штрафы невозможно спрогнозировать!
Давайте посмотрим на источники этих штрафов. Среди изменений, внесенных в государственный бюджет на 2020 год, - поступления от штрафов. Таким образом, собранные сверх суммы штрафы пойдут на расходы.
Так, если утвержденный в декабре государственный бюджет предусматривал 10 млн. манатов от штрафов, то собрано было 6,9 млн. манатов (всего 16,9 млн. манатов). Это были просто деньги, полученные от граждан. Но есть поступления и от других штрафов. Сумма средств, поступивших в бюджет от продажи имущества на основании решений судебных органов, определенных следствием, не мала. Средства от этих штрафов прогнозируются в размере 30 млн. манатов.
Дорогие министры, вы должны кое-что знать. Невозможно предсказать, какой процент доходов государственного бюджета будет формироваться за счет штрафов или финансовых санкций. Потому что это не предсказуемая ситуация. Можем ли мы предсказать, когда мы умрем и когда заболеем? То же самое касается и финансовых штрафов. Сколько человек оштрафовано в год, и в каком размере они оштрафованы, можно рассматривать лишь как дополнительный взнос в доходный источник государственного бюджета. Потому что штрафы не могут быть фискальной целью!
Наши налоговые учреждения просто устанавливают высокий предел штрафов и проводят политику «стрижки шерсти с яиц», чтобы собрать средства для обеспечения доступа к этой цели. Наши фискальные учреждения просто установили высокий штрафной лимит и проводят политику "стрижки яиц", чтобы собрать средства для обеспечения доступа к этой цели. Только если по каким-то причинам количество нарушений увеличивается и в бюджете появляется больше средств, чем ожидалось, позже их можно направить на расходы. Азербайджанское правительство установило цель и лимит штрафа и мотивирует это. Это причинно-следственное несоответствие. Это одно из очередных расхождений между вашими и нашими взглядами на фискальную политику.
Штрафы: средство регулирования или источник дохода?
Философия штрафа такова: человек исправляет свое противоправное поведение, заплатив штраф за совершенное правонарушение. Этот штраф уплачивается не потому, что он является источником дохода, а еще потому, что он таковым является. Значит, главная правовая цель состоит в том, чтобы привести свое поведение в соответствие с юридической соразмерностью, заплатив больше денег.
С другой стороны... Почему в штрафах должны быть так заинтересованы государственные органы или инспекторы? Причина проста: инспектор (налоговый, таможенный, полицейский), который составляет штрафной протокол, получает возможность доплаты к своей зарплате. Так, в органах, включенных в классификацию внебюджетных фондов развития (Министерство налогов, Государственный таможенный комитет, МВД), к месячной заработной плате инспекторов добавляется сумма 20% от штрафов.
Поэтому число оштрафованных водителей и сумма, которую они платят, растет из года в год, из месяца в месяц. Были даже дни, когда со штрафов собиралась сумма 400 000 - 1000 000 манатов. По данным Министерства внутренних дел (МВД), за последние сутки (5-6 апреля) в результате контрольных мероприятий, проведенных в рамках борьбы с коронавирусом, на территории страны было оштрафовано 3800 человек.
Согласно Кодексу об административных правонарушениях, люди были оштрафованы на сумму от 100 до 2000 манатов (https://banker.az/bir-sutkada-karantin-rejimi-pozanlardan-380-000-manat-cərimə-toplanib. В этом случае понятно, сколько денег поступает в Госбюджет (это странно) в миллионах манатов, причем не только ежемесячно, но и в течение дня
Экономика формируется за счет штрафов. Это можно назвать также штрафной экономикой. Похоже, что мы приближаемся к Дубайской модели. Дорогой город, большие "слоновые" проекты, ослепительные декорации и "райская" страна, кормящаяся штрафами от граждан...
Заключительное слово
Одним из инструментов регулирования общественной жизни являются финансовые санкции. Однако если эти штрафы служат больше фискальной цели, а не просвещению, то цель состоит не в снижении социальной напряженности или просвещении, а только в получении дохода.
На самом деле, когда вводились финансовые санкции, целью было не получение прибыли, а приобретение дохода. В XIX веке Адам Смит, известный в экономической науке как" отец либерализма", писал в книге "богатство Народов": "основу свободы хозяйственной деятельности составляют хорошие законы, легкие налоги и мир». "Юридическая наука доказала, что высокие штрафы и жесткие запреты приводят не к снижению преступлений, а в большинстве случаев к росту преступности. Ситуация кажется еще более загадочной, когда к этим проблемам добавляется желание съесть запретный плод...
Написать отзыв