Мир между Азербайджаном и Арменией в геополитической ловушке. - беседа с Вадимом Дубновым
Страсти вокруг Зангезурского коридора не утихают. Иран продолжает угрожать всем и вся, но непонятно, чего он хочет. Как говорят в Армении, Баку выдвигает новые условия, а Ереван заявляет о готовности подписать мирный договор. Американцы и французы призывают подписать мирное соглашение.
К каким последствиям все это может привести? На эти и другие вопросы в эфире программы «Сложный вопрос» отвечает кавказовед, обозреватель Радио «Свобода» Вадим Дубнов.
По мнению Дубнова, Иран в контексте Зангезурского коридора просто хочет сохранить или сохранить свои позиции на случай дальнейших дискуссий на эту тему, которая является стратегической и глобальной и будет разрабатываться не одним кабинетом или поколением политиков. Поэтому и говорят о «красных линиях», и звучат угрозы, что Иран не потерпит их нарушения. Однако в настоящее время он не в состоянии реально угрожать кому-либо. Более того, все основные, более серьезные интересы Ирана в первую очередь сосредоточены на других направлениях — таких как ближневосточный кризис, отношения с Западом и отношения с Россией.
Направление Азербайджан-Армения для Ирана в настоящее время является периферийным. Отсюда и резкая реакция на российское заявление (замечание министра иностранных дел России С. Лаврова о саботаже Арменией договоренностей о коммуникациях через Западный Зангезур – прим. ред.). Это, конечно, имитация и сигнал России, потому что Россия очень боится потерять Иран в этой ситуации. Отсюда и уважительное отношение России к Ирану, чего раньше не было. Это одна сторона вопроса.
Другая сторона вопроса в том, что Москва, пожалуй, единственный игрок, который видит Зангезурский коридор с очень четкой конкретикой для себя. Она хотела запустить эти коммуникации не когда-то в будущем, не как часть «Срединного коридора», а как конкретный маршрут, который проходит через Армению и который она контролирует. Это было для нее важно, особенно в тех условиях, в которые она себя поставила. Поэтому Москва одновременно является активным игроком и активно выжидающим игроком на этом поле. Все остальное — некий фасад для решения двусторонних проблем. Для Азербайджана и Армении это вопрос переговорного процесса о мире, гарантиях безопасности и т. д.
Относительно проекта мирного договора эксперт заявил, что в нынешнем виде этот документ не устраивает ни Баку, ни Ереван. Для Азербайджана это должен быть договор, где победитель диктует условия побежденному. Для Армении это набор гарантий для упрощения внутриполитической ситуации и снижения риска новой войны. Компромиссной формулы, которая могла бы объединить эти два подхода, не существует.
«Для Азербайджана это способ не подписывать этот договор. А для Армении, которая предлагает экзотическое решение — подписать 80% договора без оставшихся 20%, — это невозможно воспринимать всерьез. По сути, это предложение затянуть заключение договора», — считает эксперт.
Сложный вопрос
-
Hesablama Palatasının Azərbaycan Respublikasının 2025-ci il dövlət büdcəsi haqqında” qanun layihəsinə verdiyi rəyə görə, gələn il Azərbaycanda minimum əməkhaqqı 400, minimum pensiya məbləği 280, ehtiyac meyarı və yaşayış minimumunun həddi 285 manat götürüləcək.
-
Türkiyə Prezidenti Rəcəb Tayyib Ərdoğan İsraillə ticarət əlaqələrini kəsdiklərini deyib.
-
В настоящее время в Баку проходит 29-я Конференция сторон (КС-29) Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН), которая началась 11 ноября и продлится до 22 ноября. Тем временем международные организации усиливают свои призывы в связи с нарушениями прав человека в Азербайджане.
-
Что привело к переизбранию Дональда Трампа на пост президента США? Как его администрация повлияет на отношения между двумя странами? Какую роль будут играть вопросы прав человека и демократии в Азербайджане в политике США?
Написать отзыв