Последнее обновление

(23 минуты назад)
«Дело иранской сети может выявить факты, проливающие свет на убийство Рафика Тагы»

Ильгар Тагы, брат писателя-публициста Рафика Тагы сообщил медиа, что обратится в правоохранительные органы для нового расследования убийства писателя:

«Мы хотим нового возбуждения уголовного дела, но выступаем против  прежней следственной группы», - сказал Ильгар Тагы Майдан ТВ.

Он заявил, что после покушения на  депутата Фазиля Мустафу депутат Зияфат Аскеров заявил в Милли Меджлисе, что за убийством Рафика Таги стоят спецслужбы Ирана:

«После этого мы тоже решили, что вновь поднять этот вопрос. Но мы считаем важным создать новую следственную группу и расследовать убийство».

Возможно ли возбуждение нового уголовного в связи с убийством писателя-публициста Рафика Таги?

На вопросы ASTNA по этой тематике отвечает адвокат Рашид Гаджили.

* * *

Вопрос: После того, как депутат Зияфат Аскеров заявил в Милли Меджлисе, что за убийством Рафика Таги стоят спецслужбы Ирана, брат покойного писателя Ильгар Таги заявил, что обратится в правоохранительные органы для повторного расследования убийства. Будет ли это обращение иметь какие-то результаты? На, что указывает заявление депутата Милли Меджлиса о том, что  за этим убийством стоят спецслужбы Ирана? Если об этом говорит какой-либо депутат, это значит, что у него есть какие-то сведения.  В таком случае, почему это преступление не было раскрыто?

Ответ: Инцидент с ножевым ранением,  результатом  которого стала гибель писателя Рафика Таги, является одним из самых громких и впечатляющих убийств в нашей новейшей истории.

Сперва писателя преследовали за опубликованную в газете «Искусство» статью «Европа и мы». В ноябре 2007 года, после жалобы группы верующих-шиитов и угроз подвергнуть Рафика Таги линчеванию, Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело и арестовала писателя, а вместе с ним и ведущего писателя газеты «Сенет» («Искусство») Самира Садагатоглу. И даже неофициально аргументировали это тем, что якобы решение об аресте было вынесено с целью защитить писателя от линчевания. 

Вспомните, кто в то время нападал на Рафика Тагы, демонстрируя гнев, оскорбляя и угрожая ему? Допустим, сто Рафик Таги нелицеприятно высказался в адрес Пророка, вызвав возмущение верующих, но ведь верующие в Азербайджане не только одни шииты. Ведь, пророк ислама – это пророк не только шиитов, но и половины всех верующих - суннитов. Возможно статья могла не понравиться также и суннитам. Но их слышно не было. Словно написали только о пророке шииты.

Почему так сильно разгневалась группа шиитов?  Большинство из них были из села  Нардаран или другие верующие-шииты, более восприимчивые к импульсам исходящим из Ирана.

Нет никакого сомнения, что эти акции управлялись  из Ирана. Посредством своих людей в Баку. Обнаружение того, что за всей этой шумихой стоит непосредственно Иран, не заставило себя долго ждать. Иранские аятоллы также присоединились к этой кампании очернения и  запугивания. Нашлись и те, кто издал фетвы призывающие к убийству. Очевидно, что руководители исламского государства Иран извлекли из этих событий максимальную выгоду, чтобы еще больше укрепить в Баку политический ислам, активизировать своих сторонников.

Писателю пришлось долго сожительствовать с этими фетвами, призывающими к убийству. До тех пор, пока он не был зарезан неизвестным нападавшим, когда шел домой один в темном переулке.

Должностные лица (Генпрокуратура, суды), которые, не моргнув глазом, бросили писателя в тюрьму за статью  «Европа и мы», а затем приговорили его к длительному тюремному заключению, расследовали его убийство спустя рукава, мешкая, так, что было очевидно - они не удосужились предпринять необходимые шаги.

Вопрос: Может ли возбуждение уголовного дела для повторного расследования этого убийства?

Ответ: В обоих случаях решениями Европейского суда по правам человека было подтверждено, что уполномоченные должностные лица - Генеральная прокуратура, суды наряду с законами Азербайджана, нарушили соответствующие статьи Европейской конвенции о правах человека по обоим делам.

Европейский суд по правам человека в своем решении по делу Тагиева и Гусейнова от 5 декабря 2019 года постановил, что статья 10 Конвенции (свобода выражения мнений) была нарушена, посчитав вынесение Рафику Тагиеву и Самиру Гусейнову тюремного заключения за статью несбалансированным и ненужным для демократического общества.  

Европейский суд по делу Тагиева (по жалобе, поданной в связи с неэффективным расследованием дела об убийстве Рафика Таги) 7 июля 2022 года постановил, что соответствующие должностные лица, расследующие дело об убийстве Рафика Таги, допустив процессуальные нарушения, нарушили предоставленные Конвенцией права заявителя.

Решения Европейского суда по обоим делам дают достаточные основания для пересмотра в азербайджанских судах дел, связанных с Рафиком Таги.

По первому делу (осуждение Рафика Таги по статье 282 УК) Пленум Верховного суда должен принять решение об отмене уголовных приговоров, о вынесении оправдательного приговора в отношении Рафика Таги и Самира Гусейнова.

По второму делу решение о прекращении расследования обстоятельств смерти должно быть отменено, а расследование уголовного дела продолжено. Более того, как Вами было сказано, депутат Зияфат Аскеров заявил в  Милли Меджлисе, что в убийстве Рафика Таги есть иранский след. Это серьезное заявление. Это само по себе требует продолжения уголовного расследования.

Вопрос: Насколько убедительно то, что за этим преступлением стоят спецслужбы Ирана?

Ответ: Убийство Рафика Тагы -  политическое убийство. Это террор против свободы выражения мнений. Вдобавок, это событие  тесно связано с деятельностью по распространению прошиитского политического ислама (иранского влияния). Фактов, указывающих на связь  убийства с Ираном так много, что они затмевают другие версии.  Заявление члена Милли Меджлиса дает основания полагать, что появились новые факты, подтверждающие эту версию.         

Сложно сказать, были ли задействованы спецслужбы Ирана. Иран - несколько запутанная страна. Там какой-то аятолла может дать фетву на чью-то смерть в другой стране, поручая    реализовать  это членам своей религиозной общины.

То, что мы можем назвать  спецслужбой  в Иране, вовсе не является какой-либо структурой.  Помимо аятолл, есть SEPAH (КСИР – Корпус стражей исламской революции), есть разведка, есть другие структуры.  Азербайджан для Ирана страна, находящаяся в центре особого внимания.  В течение многих лет в Баку в качестве специального представителя религиозного лидера Ирана Али Хаменеи осуществлял широкую деятельность аятолла Оджакнеджад.

Вопрос: Почему власти в свое время не были заинтересованы в  раскрытии  этого преступления?

Ответ: Утверждать, что, зарезавший Рафика Таги, был человеком прошедшим спецподготовку не приходится. Поэтому мы можем сказать, что совершивший преступление был обычный человек, то есть обычный верующий. 

Однако почерк иранских спецслужб, прослеживавшийся в некоторых событиях, дает основание подозревать их в причастности к преступлению против Рафика Таги. Например, в Грузии было раскрыто преступление, которое, как сообщается, связано с иранскими  спецслужбами. Для покушения на бизнесмена еврейского происхождения  иранские спецслужбы завербовали пакистанца, который, по сообщению, не был профессиональным убийцей.  Убийство должно было быть совершено ножом. В последний момент исполнитель отказался убивать ножом и потребовал пистолет. Заговор был раскрыт в ходе поиска пистолета.

Очевидно использование самых простых методов и непрофессионалов – стиль иранских спецслужб. Кстати, в нападении на посольство Азербайджана в Тегеране использовали непрофессионального, но имеющего некоторую подготовку человека. 

Для азербайджанского правительства политические вопросы гораздо важнее, чем такие вопросы, как верховенство права, восстановление прав жертв преступлений. К примеру, до  44-дневной войны, чтобы не обидеть Иран, во взаимоотношениях с ним проводилась политика, которую можно охарактеризовать «особо не препятствуй, пусть делает, что хочет».  А во время войны делались даже реверансы Ирану.  Лишь бы не мешал.   Потому что у Ирана  были очень длинные руки. Затем ситуация изменилась. Иран начал на официальном уровне открыто выступать против Азербайджана и на этот раз получил жесткий ответ. В предыдущие годы Азербайджан не мог позволить себе такую роскошь.

Не исключено, что эти факторы оказали влияние на шаги, предпринятые в деле Рафика Тагы.  Во всяком случае, в расследовании убийства того периода отчетливо прослеживается медлительность, отсутствие «энтузиазма». Именно убийство Рафика Таги, а также, произошедший до этого, незаконный арест привели к значительному усилению мягкой силы Ирана и его агентов влияния. Это показало, какая участь может ожидать тех, кто критикует Иран, тех, кто выступает против иранской идеологии, тех, кто косо смотрит на Иран. Иран вдохновил свои мягкие силы.  

Серьезная работа против иранской сети может выявить факты, проливающие свет и на дело Рафика Таги. Естественно, многое зависит и от целей, поставленных перед органами власти и их должностными лицами, занимающимися раскрытием преступлений. Как уже было сказано выше, это также задача Генеральной прокуратуры и органов, занимающихся уголовным розыском. В том числе обязанность, возникшая в результате исполнения решения Европейского суда по правам человека.

 

Написать отзыв

СМИ

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей