Constitution of Turkey
После смерти эксперта Партии справедливости и развития (ПСР) по конституционному праву и инициатора реформирования системы управления страной проф. Бурхана Кузу (1 января 1955 г. - 1 ноября 2020 г.), запросы о внесении «изменений в Конституцию» впервые были сделаны без него.
Келейно действуют двое (экс-представитель Сороса в Турции и «истинный коммунист» Карса), и, в отличие от предыдущих запросов, на сей раз указывается на конкретный прецедент: Конституция 1921 года.
Один из самых ярких поборников справедливости в Турции, экс-министр юстиции проф. Хикмет Сами Тюрк, прокомментировав поправки, внесенные до сих пор в основной закон после принятой в 1876 году первой Конституции, в статье в «Джумхуриет» 19 февраля с.г. отметил, что за последние 18 лет больше всех конституционные изменения осуществила ПСР.
Стало быть, на сегодня у властей не должно быть причин жаловаться на Конституцию. С этой точки зрения, надо искать иные причины вынесения в повестку вопроса о внесении поправок в Конституцию и непосредственной ссылки на Основной закон 1921 года .
А какие могут быть тут причины? Первая причина, конечно, носит политический, по сути, характер, и на сей раз, речь, скорее, идет не о функциональном, а о идеологическом аспекте правления. Мы отмечали, что в стране поляризация по линии «власти – оппозиция» сменилась на «светско – религиозную», и что сделавшие на этом акцент власти стали больше проводить «репетиций» и усиливать консолидацию своих сторонников в этой сфере.
И требование принятия новой Конституции следует понимать в данном контексте, ибо в Конституции, разработанной военной хунтой в 1982 г. и навязанной абсолютному большинству (91,7%) нет статей, которые могли бы стать поперек дороги нынешним властям. А ведь 3 важнейшими положениями первых 4 статей действующей Конституции являются: принцип светского и социального государства, утверждение турецкого языка официальным и отсутствие графы «религия». Трудно сказать, будет ли в графу «Официальный язык» внесен еще и второй язык, но совершенно ясно, что власти крайне нуждаются в жарких дискуссиях по вопросам «секуляризма» и «религии».
И на подготовленную в ходе национально-освободительной борьбы правительством Анкары во главе с Мустафой Кемаль-пашой для ратификации Великим национальным собранием Турции временную Конституцию 1921 года потому ссылаются, что в ней прописано: «Государственная религия – Ислам».
Как ни странно, представители нынешней прокурдской политики, не вписывающейся в «светскость», часто ссылаясь на Основной закон 1921 года, утверждает, что в ней курдам было предоставлено больше прав. Другими словами, внеся в повестку вопрос о «новой Конституции», точнее, о первых 4-х ее статьях, и утверждая, что Конституция 1921 г. была «более демократичной и более консолидирующей общество», власти тем самым пытаются вернуть «курдский вопрос» минимум на 19 лет назад и снова заполучить голоса из среды «Братьев-мусульман».
Нынешняя ситуация в Меджлисе этому не способствует, по данной причине нынешние власти, понимая, что при проведении референдума по новой Конституции «религиозное братство» сыграет роль очень важного фактора как минимум для 50% курдских избирателей, усиленно педалируют лозунг "Конституция 1921 года".
Хотя заранее прогнозировать, во что выльется этот процесс, трудно, уже сейчас неоспоримо: тенденция ко все большему использованию религиозного фактора как элемента давления и пропаганды неуклонно усиливается.
И вот уже 2-3 месяца как муэдзины мечети Святой Софии, поддержав действия Фонда по делам религии (имея бюджет больше, чем объединенный бюджет 8 министерств, полностью финансируется светским государством), который уже почти два года словно ведет войну против нынешней секулярной системы, требуют удалить из Конституции статью о «светскости». Кроме того, идеологическую пропаганду в данном направлении поддерживают чиновники государства самого низкого уровня, а иногда некоторые губернаторы, политики, ректоры университетов произносят пропагандистские речи над могилами священнослужителей (например, Атыфа из Искилипа), открыто выступавших против национально-освободительного движения.
Так что же произойдет: на самом ли деле будет написана и вынесена на референдум новая Конституция или это – тактические ходы, направленные на еще большее углубление поляризации?
Ясно одно: в любом случае решение о том, оставить или отменить светскую систему будет принимать нация...
Маис Ализаде
Написать отзыв