Последнее обновление

(1 час назад)
Reuters

Reuters

Проведенный 16 апреля 2017 года референдум по изменению системы правления привнес  в политическую жизнь  также иную динамику.  В то время как правящая партия, накапливая силы,  пытается продлить свое существование, оппозиция, уловив исходящие от общества «глубинные импульсы», имеющие тенденцию стать определяющими в политической философии,  постаралась адекватно отозваться на  них.

И если власти уверены, что с помощью «объединения сил» как результата  новой системы они будут и впредь поддерживать и усиливать известную статичность социальной ситуации, которой владеют вот уже 15 лет, то оппозиция понимает, что, не задействовав динамику «радикальных изменений», нельзя будет не только влиять на процессы, но и отстоять достигнутое.

Власти не только неправильно истолковали «мирные революционные»  процессы, сыгравшие определяющую роль в течение 20 дней в стране, начиная с центральной площади Стамбула в июне 2013 года, но и не осознали, что спустя  3-4 года эти процессы начали играть решающую роль в политике.

Поэтому не случайно, что  как правящая партия не смогла внести  какое-либо оживление в политическую жизнь страны в ответ на требования нового времени, кроме претворения в октябре 2016 года  идеи самой малой парламентской партии по изменению политической системы, ПСР и ПНД не смогли получить более широкую общественную поддержку созданному ими альянсу.

Однако оппозиция оказалась способна распознать «революционную динамику» глубинных процессов, идущих  в обществе, и перевести  ее в  свою  повседневную политическую деятельность.

Весьма суровый урок, преподанный  властям, не смирившимся с поражением на муниципальных выборах 31 марта 2019 года и принудительно устроившим повторные выборы 23 июня в Стамбуле, был следствием  этих вновь усилившихся процессов.

И эта ситуация способствовала не только расколу в правящей партии, но  и  еще большей консолидации основной оппозиции. Поэтому уже сейчас можно сказать, что заявление кандидата в президенты от оппозиционного блока Мухаррема Индже на июньских выборах 2018 года о своем выходе из  Республиканской народной партии и создании  новой партии не вызвало никакой реакции в  обществе.

На состоявшихся 1,5 года назад муниципальных выборах оппозиционный союз после долгого перерыва, успешно управляя процессами, добился  позитивного результата. В нынешних условиях не только создание новой партии после  выхода  из политической партии, которой уже 97 лет, но сам выход из последней заведомо обречены на  неудачу.

Способ, которым Мухаррем Индже сегодня хочет выйти на политическую арену Турции, не приведет к успеху ни сейчас, ни в будущем. Ибо в  ситуации, когда  власти, предпочтя застой социальной динамике и не умея позитивно среагировать на последнюю, тогда как оппозиционные  силы и философия  придают турецкой политике тренд, попытка Мухаррема Индже, уйдя из НРП,  создать новую партию есть не что иное, как донкихотство.

В тех же условиях, но на противоположном крыле политического фронта, обращение младшего партнера властей – Девлета Бахчели к лидеру партии İYİ Мерал Акшенер (требование которой созвать съезд он 4 года назад заблокировал решением суда, что привело к созданию ею новой партии)   вернуться  в  его  ПНД, выглядит смехотворно.

Как Реджеп Тайип Эрдоган, не сумевший уловить глубинные тенденции в социуме, так и Д. Бахчели отстает от  «политического времени», предлагая  М. Акшенер, партия которой, завоевав значительный авторитет  в обществе, уверенно движется вперед в составе «Национального союза»,  вернуться обратно в ПНД.  То, что М. Акшенер не примет это предложение было ясно с самого начала, но  ее лаконичный ответ предназначался и другому адресату: «Скажите своему партнеру, чтобы он попридержал своих людей от нападок на нас».

Другими словами, как и было бы в любой другой стране, попытки заставить оппозицию замолчать, используя все ресурсы власти, неизбежно привели к противоположному результату. Ибо политика создается не по лекалам верхов, а в соответствии  с требованием  глубоких слоев общества. И если, проигнорировав эти требования, вознамеритесь заниматься политикой, вам останется уповать   в Турции на Мустафу Дестиджи, а в Азербайджане – на партии списочного состава из одного человека (коих много, но не хочу отнимать ваше время их перечислением).

Так что мне не остается ничего другого, кроме как сказать М. Индже и Д.  Бахчели: «С крахом вас» ...

Написать отзыв

В мире

Следите за нами в социальных сетях

Лента новостей